Содержание

Покупка авто организацией налоги

Автомобиль в компании: принимаем к учету

Как бухгалтеру оформить покупку автомобиля? В чем отличие покупки нового авто от б/у? Как определить первоначальную стоимость и какие налоги придется уплатить? — читайте в статье.

Покупка авто в организации

Как новые, так и бывшие в употреблении автомобили приобретают по договору купли-продажи. Если организация покупает транспортное средство у юридического лица, то необходимо оформить счет-фактуру и накладную. Кроме того, нужно оформить акт приема-передачи. Можно использовать форму № ОС-1 или свободную. Кто будет составлять акт (продавец или покупатель) зависит от того, новая машина или нет.

На новые автомобили продавец выписывает накладные, но акт по форме № ОС-1 не составляет, поэтому его нужно будет заполнить самостоятельно.

Если же компания приобрела б/у автомобиль у другой организации, то акт должен составить продавец, включив туда не только данные бухучета, но и сведения, необходимые для расчета амортизации в налоговом учете: амортизационную группу, срок полезного использования и фактический срок эксплуатации.

Вместо отдельного акта продавец вправе выдать УПД. В этом случае нужно попросить дополнительно указать амортизационную группу, срок полезного использования, а также фактический период эксплуатации в универсальном документе. Без них придется устанавливать срок полезного использования, как по новым авто, а это невыгодно.

Далее нужно открыть инвентарную карточку по форме № ОС-6. Образцы бланков ОС-1 и ОС-6 можно найти в Постановлении Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю транспортными средствами в предусмотренном законодательством РФ порядке, не регистрируют транспортные средства, предназначенные для продажи.

Оформление автомобиля

Приобретенное транспортное средство отражается в бухгалтерском учете по первоначальной стоимости, включающей все фактические затраты, связанные с покупкой: сумму, уплаченную поставщику; посреднические вознаграждения; оплату информационных и консультационных услуг; прочие расходы, связанные с приобретением ТС (п. 8 ПБУ 6/01).

Затраты на приобретение ОС отражаются по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 08-4 «Приобретение объектов основных средств», в корреспонденции с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Сформированная первоначальная стоимость объекта списывается со счета 08, субсчет 08-4, в дебет счета 01 «Основные средства» (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н).

Госпошлину за регистрацию машины в ГИБДД лучше включить в первоначальную стоимость машины как в налоговом, так и в бухгалтерском учете. Такие разъяснения есть в письме Минфина России от 29.09.2009 № 03-05-05-04/61. Если списать пошлину единовременно как прочие расходы, то налоговая может обвинить компанию в занижении налога на прибыль. Так как, включив пошлину в первоначальную стоимость автомобиля, компания списывала бы этот расход дольше, через амортизацию.

В случае, если автомобиль взили в кредит, то проценты по кредиту не надо включать в первоначальную стоимость. Их можно учесть в расходах отдельно, как проценты по любым другим долговым обязательствам.

Входной НДС, предъявленный продавцом, тоже не входит в первоначальную стоимость машины. Если организация примет к вычету НДС до регистрации авто в ГИБДД, то существует риск того, что налоговые органы откажут в вычете. Судебная практика по данному вопросу сложилась в пользу налогоплательщиков, но во избежание спора с контролирующими органами целесообразно принимать НДС к вычету после регистрации автомобиля в ГИБДД.

Начисление амортизации

Начисление амортизации по приобретенному ТС начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия его к бухгалтерскому учету (п. 21 ПБУ 6/01). В налоговом учете — с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода машины в эксплуатацию (п. 4 ст. 259 НК РФ). Расчет годовой суммы амортизационных начислений производится линейным способом на основании первоначальной стоимости объектов и нормы амортизации, определенной исходя из срока их полезного использования.

Установленный срок полезного использования для легковых автомобилей с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 литра и высшего класса составляет от 7 до 10 лет включительно (коды 15 3410130 — 15 3410141, для остальных легковых автомобилей — от 3 до 5 лет включительно (код 15 3410010).

Срок полезного использования для грузовиков

Налоги организации при продаже автомобиля в 2020 году

Если юридическое лицо продает автомобиль, то у него возникает доход. А значит с этого дохода необходимо исчислить и уплатить в бюджет налог. Однако, по какой ставке рассчитывается данный налог? Все будет зависеть от того, на какой системе налогообложения находится данное юридическое лицо. В статье рассмотрим какие налоги должна уплатить организация при продаже автомобиля.

Режим налогообложения организации

Все доходы, поступающие юридическому лицу подлежат обложению налогом. Это в том числе относится и доходу, полученному от продажи авто, находящегося на балансе организации. В этом случае налогом будет облагаться вся сумма, вырученная при реализации этого транспортного средства. Причем налог в данном случае может быть не один, то есть может иметь несколько разновидностей. Все будет зависеть от того, какой режим налогообложения применяет организация.

Наиболее распространенными режимами налогообложения в РФ являются:

  • ОСНО (общая система налогообложения);
  • УСН (упрощенная система налогообложения);
  • ЕНВД (единый налог на вмененный доход), которая часто сочетается с ОСНО или УСН.

Исходя из применяемого режима налогообложения будет зависеть налог с продажи машины, поэтому рассмотрим каждый из этих режимов отдельно.

Продажа авто юридическим лицом на ОСНО

Если организация находится на ОСНО, то уплачивает налог в размере 20% от всех своих доходов, уменьшенных на расходы, в пределах одного отчетного периода. Если авто компания купила и продала в одном и том же периоде, то налог начисляется только на разницу между суммой покупки и продажи. Это происходит в том случае, если доход от продажи авто был получен больше, чем затраты при покупке. Когда сумма продажи ниже, то организация вообще не должна оплачивать налог. А разница между суммой покупки и суммой продажи может учитываться при уменьшении налоговой базы по другим доходам, полученным организацией за отчетный период.

Если авто продано в другом отчетном периоде, то доход, полученный от ее продажи, компания вправе уменьшить на иные расходы компании. При этом необходимо помнить, что все доходы организации должны быть подтвержденными. При отсутствии таких расходов, либо если они используются для уменьшения налогооблагаемой базы по другим доходам, налог придется оплачивать со всей выручки, полученной компанией при продаже авто.

Важно! Компания на ОСНО при продаже автомобиля с полученного дохода должна будет оплатить НДС.

Организация может включить НДС в стоимость авто, однако это отразиться на его цене, что для покупателя окажется непривлекательным. НДС может быть принят к вычету как исходящий налог, но в данном случае необходимо выполнение следующего условия: у юридического лица должны отсутствовать принятый к вычету входящий НДС по всем покупка в налоговом периоде.

Продажа авто юридическим лицом на УСН

Существует два вида УСН:

  • УСН «доходы» со ставкой 6%;
  • УСН «доходы минус расходы», со ставкой 15%.

В первом случае при продаже авто компанией под налогообложение попадает вся сумма, вырученная от продажи. В этом случае налог исчисляется по ставке 6%. При этом не будет учитываться то, в каком налоговом периоде данный автомобиль был приобретен, как и то, сколько компания заплатила за него.

Если организация находится на режиме налогообложения «доходы минус расходы», то в случае продажи авто налог будет исчисляться с разницы между полученным доходом и расходами, затраченными на его приобретение. Как при ОСНО, расходы на покупку авто и доход, полученный от его продажи, должны относиться к одному отчетному периоду. Налог рассчитывается по ставке, которая применяется компанией (как правило 15%).

С целью уменьшения налоговой базы, организация также может использовать и иные свои расходы, произведенные в конкретном отчетном периоде. Но это возможно только тогда, когда данные расходы не были учтены при уменьшении дохода в случае продаже иных объектов.

Важно! Компании, применяющие спецрежимы, не уплачивают НДС. Это означает, что для них продажа авто будет выгоднее, чем, к примеру, при ОСНО. Плюс к этому ставка налога при УСН несколько ниже, чем при общем налогообложении.

Продажа автомобиля юридическим лицом на ЕНВД

Главная особенность режима налогообложения ЕНВД является то, что организация уплачивает налог в фиксированной сумме, которая не зависит от того, в каком размере она получила выручку. Условием для этого является вид деятельности, которым занимается компания и по которому получает доход. Данный вид деятельности должен попадать под ЕНВД (например, розничная торговля).

Когда у организации, помимо доходов, попадающих под вмененку есть иные доходы, то они будут облагаться другим налогом, согласно выбранной системы налогообложения. Например, общая система (ОСНО) или упрощенка (УСН). В этом случае компания одновременно совмещает два режима налогообложения: ЕНВД и ОСНО или ЕНВД и УСН.

Читать еще:  Покупка нового автомобиля в автосалоне порядок действий

Если компания продает авто, который использовался в деятельности, исключительно попадающей под ЕНВД, то она не должна будет уплачивать налог. Но в этом случае нужно будет подготовить весомые доказательства того, что авто применялся исключительно для вмененной деятельности. необходимо на случай проверки компании налоговым органом.

Но на практике это сделать очень сложно. Поэтому, чтобы избежать проблем с налоговой, компании часто не относят выручку от продажи машины к доходам на ЕНВД. Они просто исчисляют налог с проданной машины по тому режиму налогообложения, на котором они работают помимо ЕНВД. То есть, либо по ОСНО, либо по УСН. Порядок исчисления налога в таком случае осуществляется по тем же принципам, что и для компаний, применяющих УСН и ОСНО в «чистом» виде.

Важно! Если организация совмещает два налоговых режима – ЕНВД и ОСНО, то с полученного от продажи авто потребуется заплатить НДС. Если организация совмещает ЕНВД и УСН, то НДС оплачивать не нужно.

Следует также учитывать, что перед тем, как заключать сделку по продаже авто, компании нелишним будет получить заключение от независимой оценки о его текущей стоимости. Причем нелишним это будет сделать независимо от того, какой режим налогообложения применяет компания. Данный документ позволит гарантировать, что при исчислении налога организацией не была занижена налогооблагаемая база. Другими словами, компания специально не занижала стоимость авто, для того, чтобы уплатить налог в меньшем размере.

Налоги организации при продаже автомобиля

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что необходимость уплаты налога с продажи авто, находящегося на балансе компании, напрямую будет зависеть от того, на каком режиме налогообложения находится компания. Для удобства сведем все это в одну таблицу:

Чем опасна покупка авто у юридического лица

Содержание

Среди объявлений о продаже авто корреспонденту avtocod.ru попалась Scoda Octavia 3. Все бы ничего, но машина долгое время принадлежала юрлицу и только месяц назад была переоформлена на физлицо, после чего ее выставили на продажу. «Может ли быть такое, что фирма обанкротилась и избавляется от имущества? Или таким образом прикрываются мошеннические схемы. » — начал рассуждать журналист.

На все эти вопросы мы решили дать ответы в отдельном материале. Мы спросили у экспертов, чем может быть опасна покупка автомобиля у юридического лица.

Чем опасна покупка авто у физлица после юрлица

Итак, вот объявление о продаже той самой «Шкоды»:

А вот сам отчет, из которого мы видим наличие проблем — скрученный пробег и 2 расчета ремонтных работ.

Но речь не об этих проблемах. В разделе «Периоды владения» указано, что автомобиль более 5 лет принадлежал юридическим лицам.

И только месяц и 18 дней назад, а именно 12 июля, стал принадлежать физлицу. Обратите внимание, что дата подачи объявления о продаже – 12 июля. Совпадение? Мы задали этот вопрос юристу со стажем.

Владимир Крахмалев, автоюрист, руководитель компании «Автоюрист СПб»

«Может случиться такое, что фирма, которая продает машину, стала банкротом. Тогда реализация ее имущества осуществляется с помощью конкурсного производства. Как это происходит? Суд назначает специального конкурсного (финансового) управляющего, отвечающего за весь процесс реализации. Если при реализации имущества нарушается законодательство, то кредиторы могут оспорить сделку. В таком случае физлицо, которое приобрело машину, имеет все шансы остаться и без денег, и без авто.

Не исключено, что физлицо, которому принадлежит указанная машина марки Skoda, подставное. Но надо узнать, на какой стадии банкротства ему был продан автомобиль. Если продажей занимался конкурсный управляющий, то тут проблем быть не должно. Если продажа состоялась без конкурсного управляющего, то могут изъять машину у того, кому она принадлежит в настоящее время. Все зависит от ситуации. И немаловажно понимать, в какую цену был продан автомобиль. Если за копейки, то сразу ясно, что схема серая, и где-то кроется подвох».

Другими словами, от такой машины лучше отказаться. Велик риск нарваться на неприятности. Либо при особом желании можно уточнить у продавца название юрлица, которому принадлежало авто и проверить его по базе Единого государственного реестра юридических лиц. По выписке из реестра вы узнаете, введена ли какая-нибудь процедура по данной фирме или нет.

Чем опасна покупка авто у юрлица

Правила при покупке автомобиля у организации и у физического лица одинаковы и регламентированы одними положениями Гражданского кодекса. Однако, как утверждает автоюрист Дмитрий Пестерев, на практике есть несколько существенных различий.

Дмитрий Пестерев, автоюрист, управляющий партнер юридической фирмы «Пестерев и партнеры», ранее – «ЮРАВТО»

«Во-первых, при приобретении автомобиля у физического лица не может возникнуть вопроса, имеет ли право данное лицо подписывать договор или нет. Собственник автомобиля может распоряжаться им по своему усмотрению. Что касается организаций, на деле возникает множество вопросов к правомочиям подписанта договора.

Самое безопасное заключение договора непосредственно с руководителем организации, имеющим право без доверенности действовать от ее имени. Уточнить данные руководителя юридического лица можно на сайте Федеральной налоговой службы.

Но даже здесь могут возникнуть проблемы. Большинство организаций прописывают в своих уставах обязательное согласование сделок по отчуждению имущества, превышающего размер уставного капитала, с участниками юридического лица (собственниками). Обязательно ознакомьтесь с правилами согласования крупных сделок, предусмотренных учредительными документами продавца. В идеале — получить такое письменное согласие вне зависимости от положений устава.

Во-вторых, предпринимательская деятельность, как правило, ведется на заемные деньги. Высок риск наличия залогового обязательства. Проверить наличие залога можно на сайте официального реестра. В реестре содержатся сведения о залогах, возникших после 1 июля 2014 года. Если автомобиль был приобретен организацией до этой даты, о залоге вы не узнаете. Частично обезопасить себя можно, получив гарантийное обязательство об отсутствии правопритязаний третьих лиц от продавца.

В-третьих, ответственность организации ограничена размером ее активов, включая уставный капитал. 97% организаций России имеют уставный капитал в размере 10 тыс. рублей, минимальный. То есть при расторжении договора шансы получить назад уплаченные деньги существенно меньше. Теневой характер экономики также существенно повышает риск неплатежеспособности продавца.

В-четвертых, никогда не покупайте автомобили у страховых компаний. В 80% случаев это восстановленные после полной гибели машины».

Распространенные в судебной практике неудачные попытки покупки автомобилей у организаций

Автоюрист Дмитрий Пестерев рассказал Автокоду по своему опыту примеры покупок авто у юрлиц, которые могут закончиться неудачно.

Покупка авто у «серых» дилеров

«Бич нынешнего времени – покупка автомобиля у «серых» дилеров. Татьяна решила сэкономить. Нашла в Интернете самое дешевое предложение автомобиля своей мечты и поехала за ним в Москву. По телефону подтвердили наличие автомобиля нужного цвета и комплектации.

Каково же было удивление Татьяны, когда, проехав 250 км до столицы, нужного автомобиля в наличии уже не оказалось. У «серых» дилеров схема отработана. Вы приезжаете. Вас изматывают морально. Затем вы соглашаетесь на немного другой автомобиль по несколько завышенной цене. Не стала исключением и Татьяна, которая вместо «Рено Сандеро Степвей» приобрела «Рено Каптюр» и по уши влезла в кредит.

Но это полбеды. Автомобиль оказался не той комплектации и без допов. Его стоимость была завышена на 500 тыс. рублей. Договор, конечно, суд расторг, но, как Татьяна будет получать деньги с номинальной организации, пока проблема».

Приобретая автомобиль у организации, четко понимайте, что организации создаются для ограничения ответственности ее владельцев. Деньги от них получить в разы сложнее, чем с физических лиц.

Приобретение залогового автомобиля

«Незарегистрированные залоги – вторая по объему категория споров. Залоги стали регистрировать с 1 июля 2014 года. До этой даты залоговые обязательства никак не проверить.

Сергей купил фургон-рефрижератор в Вологде. Техническое состояние его полностью устроило. Продавец предоставил все документы, подтверждающие приобретение фургона в лизинг. Все платежи были исполнены.

Приехав домой, Сергей обратился в ГИБДД для регистрации автомобиля, но ему было отказано. На автомобиле появились ограничения по линии судебных приставов. Проверить их можно на сайте ГИБДД или с помощью сервиса avtocod.ru. Но Сергей этого не сделал.

Суд снимать обременения отказался, так как были правовые основания – залоговое обязательство. Теперь фургон просто пылится во дворе. Деньги с продавца не вернуть. В отношении него инициирована процедура банкротства.

Перед покупкой автомобиля внимательно изучите реестры всех обязательств, в том числе залоговых. При наличии вопросов от спорного варианта лучше отказаться».

Что нужно проверить перед покупкой автомобиля у организации

Несмотря на множество «страшных» историй из юридической практики, купить хороший автомобиль у юрлица реально. Но перед этим обязательно проверьте:

  • Полномочия лица, подписывающего договор. Наличие согласия собственников организации на отчуждение имущества.
  • Репутацию продавца на сайте арбитражных судов. Если организация имеет историю судебных споров, велика вероятность столкнуться с недобросовестным контрагентом.
  • Техническое состояние автомобиля. Организации эксплуатируют автомобили «на износ». Техническое состояние таких машин существенно хуже среднерыночных.
  • Отсутствие залогового обязательства в отношении конкретного автомобиля.
  • Отсутствие долгов перед Службой судебных приставов.
  • Отсутствие ограничений по регистрации.

Продажа автомобиля организацией физическому лицу

Юридическое лицо имеет возможность и право продажи принадлежащего ему автомобиля не только фирмам, но и частным лицам. Соответственно, частное лицо имеют право этот автомобиль приобрести в собственность. Такие сделки имеют существенные нюансы. Как правильно подготовить пакет документов, какую стоимость авто отразить в договоре купли-продажи, что о таких сделках говорит Налоговый кодекс, состав бухгалтерских проводок по сделке – вот далеко не полный перечень вопросов, которые приходится решать бухгалтеру организации-продавца.

Договор и другие документы

Основным документом, подтверждающим сделку продажи автомобиля между юрлицом и физлицом, является договор купли-продажи. Каких-то особенностей или нововведений, по сравнению с прошлыми периодами, договор в настоящее время не содержит. Вместе с тем его содержание должно отвечать нормам гражданского законодательства РФ.

Читать еще:  Чем опасен дубликат ПТС при покупке автомобиля

Стандартный договор купли-продажи авто составляется по нормам ГК РФ, ст. 161, 454, 458, 130, 224, 223. Он должен включать:

  • число и место, где заключался;
  • реквизиты сторон (данные паспорта физлица и реквизиты продавца-юрлица);
  • содержание сделки и обязанности сторон;
  • детальное описание автомобиля;
  • стоимость (цифрами и прописью);
  • как будут исполняться обязанности по договору: порядок передачи товара, передачи средств, дата передачи;
  • аксессуары, дополнения к автомобилю (при наличии);
  • пакет передаваемых документов.

На заметку! Несмотря на то что автомобиль – движимое имущество и при продаже в общем случае регистрация прав не требуется (ст. 130 ГК РФ), его необходимо переоформить на нового владельца в ГИБДД. Один экземпляр договора необходимо оставить в инспекции.

Продажа основного средства в организации осуществляется приказом руководителя. При заключении договора и переоформлении потребуются документы на автомобиль, прежде всего ПТС. Выбытие ОС оформляется пакетом бухгалтерских документов. При внесении наличных денег через кассу физлица на руки покупателю выдаются подтверждающий кассовый документ и вторые экземпляры бухгалтерских документов. О них мы будем говорить более подробно дальше.

Стоимость автомобиля и его цена

При определении продажной цены стороны могут договориться на любую сумму. Об этом говорит ст. 40 НК РФ п. 1. Пока не доказано обратное, любая цена сделки считается рыночной и законной. Проверять сделку налоговики имеют право, только если в ней есть признаки взаимозависимости продавца и покупателя, а значит, по логике фискальных органов, и корысти (п. 2 той же статьи).

Согласно ст. 421 ГК РФ участники сделки свободны при заключении договора, в том числе и в части установления цены на товар. Если автомобиль продается по низкой цене, малой остаточной стоимости либо значительно ниже рыночной, целесообразно составить акт, в котором нужно указать все технические характеристики подержаного авто, в том числе его дефекты как обоснование цены.

Списанный автомобиль тоже можно реализовать частному лицу. В этом случае логично будет к пакету документов и акту приложить справку бухгалтерии о том, что автомобиль списан и числится за балансом. Привлекают также независимых оценщиков.

Отражение сделки в учете организации

Доходы признаются организацией по договорной рыночной стоимости. Кроме договора купли-продажи, необходимо зафиксировать сделку в первичных документах. Унифицированные формы по учету ОС отвечают особенностям передачи транспортного средства по договору между гражданином и фирмой не в полной мере.

Товарная накладная ТОРГ-12 также не может быть использована. Документ, регламентирующий ее применение, касается только юрлиц (пост. Госкомстата №132 от 25/12/98 г.) и ТМЦ, а не основных средств, к которым относится автомобиль. Для подобных случаев в организации должен быть разработан собственный бланк акта приема-передачи автомобиля. Его форма фиксируется в учетной политике фирмы. Согласно акту, делается соответствующая запись в карточке ОС-6 по выбывшему авто.

Выписывать ли покупателю счет-фактуру? Очевидно, нет, поскольку граждане НДС не платят и к вычету его не предъявляют. Это подтверждается и позицией фискальных органов. Так, ст. 168-7 НК утверждает, что для выполнения требований, касающихся НДС, если речь идет об услугах и товарах в розницу, достаточно выдать покупателю кассовый чек. Ст. 169-3 (1) НК освобождает фирму от обязанности выдавать счет-фактуру гражданину, если стороны письменно согласились с таким вариантом. Рекомендуется прописывать указанный нюанс в договоре купли-продажи.

Наконец, оформлять лишь один экземпляр документа по НДС считает возможным Минфин (письмо №03-07-09/14 от 25/05/11 и ряд других).

Корреспонденции счетов по договору такие:

  • Дт 62 Кт 91/1 – зафиксирован доход от реализации.
  • Дт 91/2 Кт 68 – начислен НДС.
  • Дт 01/выбытие ОС Кт 01 – зафиксирована первоначальная стоимость транспорта.
  • Дт 02 Кт 01/выбытие ОС – зафиксирована начисленная амортизация реализуемого ОС.
  • Дт 91/2 Кт 01/выбытие ОС – зафиксирована в прочих расходах остаточная стоимость выбывающего автомобиля.
  • Дт 50, 51 Кт 62 – автомобиль оплачен физлицом.

Оплату производят через кассу, с вручением покупателю кассовых документов, подтверждающих внесение денег, либо фиксируют внесение денег на расчетный счет юрлица от физлица.

При этом обязательно использовать ККТ, как и при любой сделке, в которой фигурируют наличные. Лимит расчетов наличными через кассу соблюдать в данном случае не нужно – он не касается расчетов с физическими лицами.

В НУ доход по сделке признается облагаемым налогами при ОСНО, УСН, ЕНВД, совмещенном с одним из названых режимов. При совмещении с ЕНВД необходим четкий раздельный учет. Если автомобиль использовался в деятельности, облагаемой «вмененным» доходом, выручка по нему налогом облагаться не будет, в ином случае – облагается. При проверке ФНС особенно обращают внимание на этот момент. Некоторые налогоплательщики, во избежание проблемных ситуаций при совмещении режимов, по умолчанию относят доход от продажи авто к налогооблагаемым. Согласно ст. 268 п. 1 НК, если продается амортизируемое имущество, доход можно уменьшить на его остаточную стоимость.

«Подводные камни», о которых лучше знать заранее

Как показывает практика указанных сделок, некоторые моменты могут вызывать споры с контролирующими органами, проблемы при сдаче налоговой отчетности, в которой отражается купля-продажа. Об отсутствии сторонних претензий лучше позаботиться заранее.

Чтобы у налоговой не возникало вопросов по стоимости продажи, указанной в договоре, целесообразно приложить к нему заключение независимого эксперта, оценивающего продаваемый автомобиль. Это особенно касается авто с пробегом, частично или полностью изношенных. Срок оплаты не должен быть более поздним, нежели дата, указанная в акте приёма-передачи.

Может ли организация продавать своим сотрудникам принадлежащие ей автомобили? Между налогоплательщиками и ФНС по многим аспектам таких сделок идет дискуссия. Суть ее в том, что существует понятие «взаимозависимых лиц», или лиц, экономически связанных между собой, интересы которых могут пересекаться, и одно из таких лиц может оказывать влияние на другое (ст. 105.1 НК РФ). Чиновники фискальных органов, ссылаясь на ст. 212 НК РФ, могут признать заниженную цену сделки материальной выгодой покупателя и доначислить НДФЛ на эту гипотетическую «выгоду».

Организации может быть доначислен налог на прибыль. Налоговую базу они определяют, сравнивая аналогичные сделки между взаимозависимыми и невзаимозависимыми контрагентами. Прямых указаний на то, являются ли работники и работодатели взаимозависимыми, в законодательстве нет. Иная ситуация возникает, если автомобиль продается руководителю этой же фирмы как частному лицу. Исходя из норм ст. 105.1 НК РФ, оснований считать стороны сделки взаимозависимыми здесь больше (например, если доля участия руководства более 25%).

К сведению! Однако чтобы иметь основание для доначисления налогов, необходимо как минимум доказать факт взаимозависимости и факт продажи по ценам, не имеющим отношения к рыночным, определить цены как безосновательно заниженные. В ином случае цена сделки автоматически считается законной и рыночной.

При наличии соответствующих ресурсов у организации продажу автомобиля лучше проводить через аукцион.

Как сэкономить 43% от стоимости при покупке автомобиля

Из этой статьи вы узнаете, как приобрести автомобиль дешевле на 13%, сэкономить еще 18% на возврате НДС и налогах на прибыль, при этом не занимая денег и не вынимая из оборотных средств крупную сумму.

Вы – владелец компании или индивидуальный предприниматель, и решили приобрести автомобиль, располагая для этого, например, 4 млн выручки. Если вы соберетесь купить авто за счет своей зарплаты, то из этих 4 млн у вас на покупку будет всего 2 268 579 руб. За счет дивидендов – 2 359 322 руб. А если за счет компании – то все 4 млн руб. При этом компании традиционно приобретают транспорт в лизинг, когда первоначальный взнос из этих 4 млн может составить 2 млн или меньше (часто – без переплаты), а оставшуюся сумму оставляют на развитие своего бизнеса.

Итак, наступил период, когда автомобиль стал крайне необходим, и вы, как финансово грамотный потребитель, решили задуматься о способе покупки. Существует несколько вариантов приобретения «четырехколесного друга», которые варьируются в зависимости от предусмотренного для них вида налогообложения. Взвешивая все «за» и «против», следует тщательно продумать, какой из этих вариантов подходит именно вам.

Мы попытались выжать максимум из каждого варианта. Предположив, что в каждом случае у фирмы есть 4 млн рублей «свободной» выручки, которую вы намерены потратить на приобретение автомобиля, мы рассчитали, сколько денег у вас останется на его покупку после уплаты всех налогов:

Рассмотрим подробнее:

Рассмотрим все варианты подробнее.

1. Автомобиль на зарплату: Капитан Очевидность

Наверное, самый очевидный вариант. В этом случае вы, как владелец бизнеса, можете выплатить самому себе зарплату в размере стоимости нужного автомобиля. Кажется, все просто – руководитель решает приобрести автомобиль и сам же его покупает. Выбор очевидный, но есть несколько моментов, о которых нужно задуматься. Главный вопрос – налоги.

Считаем: страховые взносы в пенсионный фонд (22%) и фонд социального страхования (2,9%), плюс обязательное медицинское страхование (5,1%) [Для упрощения расчетов (так как сумма выплаты зарплаты может быть разной – как и стоимость приобретаемого автомобиля) мы не учитываем, что с выплат более 796 000 (в ПФР) / 718 000 (в ФСС) рублей в 2016 году применяются пониженные тарифы страховых взносов (согласно ФЗ №212)]. Дополнительно необходимо заплатить налог на доходы физических лиц, равный 13%. В итоге мы имеем переплату в 43% от стоимости необходимого автомобиля.

Плюсы:

  • Очевидность
  • Вся прибыль направлена на выплату зарплаты, поэтому нет налогов на прибыль
  • Не платим дивиденды, поэтому нет налога на дивиденды

Минусы:

  • Налоговые потери 43% от себестоимости авто (страховые взносы, НДФЛ, НДС)

Резюме: Нам сложно сказать, в каком случае этот вариант является предпочтительным. Вероятно, исключительно в случае нежелания вашей бухгалтерии заниматься операциями сложнее, чем выплата заработной платы (или дивидендов – см. второй вариант покупки авто). Но тогда зачем нужна такая бухгалтерия?

2. Авто на дивиденды: долгий путь к потерям

Второй сценарий – дивиденды. Вы выплачиваете себе как участнику или акционеру общества дивиденды из чистой прибыли предприятия. Здесь вы платите налог на прибыль (20%) и налог на дивиденды (13%). В результате, как видно из сравнительной таблицы, результат стал немного лучше по сравнению с вариантом начисления себе заработной платы – издержки составляют «всего» 41%.

Читать еще:  Срок регистрации транспортного средства после покупки

Также стоит учесть, что в большинстве случаев в уставе организации прописывается определенная периодичность выплаты дивидендов, чаще всего – раз в квартал или раз в год. Поэтому вы не всегда сможете немедленно перечислить себе требуемую на покупку авто сумму – придется ждать.

Плюсы:

  • Вы выигрываете 5% по сравнению с вариантом покупки авто на зарплату
  • Нет НДФЛ, так как НДФЛ не взимается с полученных физлицом дивидендов
  • Нет страховых взносов, так как не выплачивается зарплата

Минусы:

  • Потери в размере 41% от себестоимости авто
  • Средства на покупку авто доступны в зависимости от периодичности выплат дивидендов

Резюме: Что ж, этот вариант выглядит немного лучше, но явно не идеален. Вы теряете деньги и вынуждены ждать конца отчетного периода. Двигаемся дальше.

3. Авто на фирму: неужели это так выгодно и просто?

Сколько переплатит руководитель, если оформит машину на свою фирму? Ничего! Нет налогов или каких-либо других взносов, которые он был бы обязан внести сверх стоимости автомобиля.

Более того – при использовании автомобиля, оформленного на фирму, все затраты на бензин, масло, сервис, стоянку и т.д. можно отнести на расходы компании. Уменьшив таким образом налогооблагаемую базу, компания получает экономию по налогу на прибыль.

Еще один аспект. При покупке автомобиля на компанию НДС со стоимости автомобиля можно поставить к зачету – таким образом, фактическая стоимость приобретения будет равна цене автомобиля за вычетом НДС. Это дает возможность сэкономить дополнительно примерно 15% от цены автомобиля, по которой ее приобрело бы физическое лицо (при ставке НДС 18%).

Плюсы:

  • Нет налога на прибыль
  • Нет страховых взносов на ФОТ
  • Нет НДФЛ
  • Уменьшение налогооблагаемой базы за счет отнесения на расходы компании затрат, связанных не только с приобретением, но и с использованием автомобиля
  • Оформлением договора купли-продажи или лизинга займется ваш юрист, а не вы сами

Минусы:

  • Собственником автомобиля являетесь не вы, а компания. Но ведь вы же являетесь собственником компании, верно? А значит, автомобиль все равно ваш и ничей больше.

Резюме: Никаких дополнительных издержек при минимальных трудозатратах. Вы приобретаете автомобиль классом выше, чем при альтернативных вариантах покупки. Идеальный вариант, как нам кажется.

Вполне возможно, что существуют обстоятельства, когда по каким-то причинам удобнее купить авто на зарплату или дивиденды – но мы отнесем их к исключительным. А наиболее рациональный вариант – это покупка автомобиля на свою компанию. Здесь стоит напомнить, что юридические лица часто предпочитают приобретать авто в лизинг – ведь это существенно снижает финансовую нагрузку на их бизнес и делает вариант покупки машины на компанию еще выгоднее.

Какие преимущества дает автолизинг для юридических лиц?

1. Вы приобретаете автомобиль со скидкой от производителя. Как это работает? Лизинговые компании имеют партнерские отношения с автопроизводителями и получают скидки на авто, которыми делятся с клиентами. В результате размер скидки для покупателей популярных моделей автомобилей может доходить до 13%, что вполне сравнимо со скидками в рамках недавно закончившейся госпрограммы льготного автолизинга.

2. Приобретая авто в лизинг, нет необходимости выплачивать всю стоимость целиком. У клиента всегда есть выбор – внести 50% в качестве аванса (переплатив в итоге 2-4% – менее чем рентабельность бизнеса) или внести минимальный аванс от 10%.

В Европлане на отдельные марки в рамках совместных акций с автопроизводителем доступен 5% аванс (Toyota и Lexus) и 0% аванс на Skoda Octavia, а Mercedes (GLE или S) или Jaguar F-Pace — без переплат.

В результате вы можете позволить себе любой автомобиль при минимальных первоначальных вложениях. Это избавляет от проблем с нехваткой денежных средств на объемную покупку и позволяет приобретать дорогостоящие активы, не изымая при этом значительные объемы оборотных средств.

3. C лизингодателем можно обсудить более гибкий график платежей: равный, уменьшающийся или сезонный, если заранее оговорить характер использования автомобиля. Существует возможность досрочного погашения или перевода долга на другие компании.

4. Так же, как и при покупке на организацию, лизинговые платежи относятся на себестоимость продукции, что позволяет уменьшить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Начисление амортизации вследствие издержек по содержанию и ремонту автомобиля — хороший, а главное, законный способ снизить налоговое бремя.

5. При лизинге уплаченный лизингодателю НДС подлежит зачету. Таким образом можно сократить свои расходы еще на 18%. Т.е. стоимость автомобиля, фактически, становится еще на 18% меньше.

6. Вы не тратите время и средства на оформление документов в ГИБДД, страховку, сервисное обслуживание автомобиля. В отличие от покупки автомобиля за наличные или в кредит лизингодатель предлагает лизингополучателю дополнительные услуги, которые позволяют минимизировать затраты времени и денег на обслуживание автомобиля: постановку авто на учет, страхование, автопомощь на дорогах, техническое обслуживание, топливную программу, благодаря которой вы сэкономите еще и на бензине.

Благодаря лизингу вы приобретаете автомобиль дешевле минимум на 13%, затем экономите еще 18% на возврате НДС, существенно экономите по налогу на прибыль, не занимаете деньги и не вынимаете из оборотных средств крупную сумму. Вы просто занимаетесь бизнесом с первых дней действия договора лизинга, вы и ваши сотрудники передвигаетесь на новых надежных автомобилях и ваша компания работает без простоев. При этом вы и не вспоминаете о продлении страховки или прохождении ТО — все это за вас, а главное, вовремя, может сделать лизингодатель. Вам остается только вносить ежемесячные платежи.

Дополнительная информация на сайте компании Европлан

Налог на дивиденды уже давно 13%

вот так прямо и поверишь, что лизинговые компании не вкручивают свои . дцать процентов за услуги в платежи + КАСКО на период платежей.

Исправили, пересчитали. Спасибо!

Крупный минус при покупке на компанию — совмещение рисков и имущества.

Это хорошо, если компания своя, а если дядина и через пол года ты переходишь в другую. либо с авто расстаемся, либо переоформляем на себя но почему-то об этих затратах не слова.

А если в лизинг, то как-то допы лизинг так и не озвучил. А они не махонькие, заставят хорошую сигнализацию поставить, а иначе СОВСЕМ другое КАСКО, да и КАСКО на такие машины накладные. Например на мою Venzy начинаются от 200 тысяч.

Да скорее соглашусь с Сергеем Кузьминых, пиар компания лизинга и только.

Конечно, лизинговые компании берут плату за свои услуги. Точно так же, как и банки при кредитовании.

Речь именно о своей компании.

Мне представляется, что не совсем корректные условия приводят к не совсем корректным выводам. Прежде всего, если имеется 4млн.руб. «свободной» выручки, которую планируется потратить на приобретение авто, то причем тут лизинг, который используется при необходимости оставления выручки в оборотных средствах. Приобретение авто с точки зрения налогообложения всегда выгодней на предприятие (расходы на ГСМ, техобслуживание, возмещение НДС). Вопрос приобретения на физ. лицо, это вопрос рисков владения имуществом, а вопрос вывода денежных средств с преприятия на физ. лицо — это уже другой вопрос. Кстати, если речь идет о предпринимателе, то указанные зарплатные налоги и НФДЛ с дивидендов вообще некорректны, т.к. все имущество предпринимателя принадлежит ему и при использовании имущества в предпринимательской деятельности он имеет право и на возмещение НДС и учесть расходы на его приобретение.

Сравнивать преимущества лизинга (которые несомненно есть) и его недостатки (которые также имеются) следует с другими инструментами привлечения денежных средств при недостатке оборотных и прежде всего с кредитом. С точки зрения налогообложения мне представляются следующие основные плюсы и минусы лизинга в сравнении с кредитом. По сравнению с кредитом более быстрое отнесение на расходы для прибыли благодаря возможности применения ускорренной амортизации. Все расходы при лизинге будут учтены в течение срока действия договора лизинга. При приобретении авто с помощью кредита расходы будут учтены в течение установленного законодателем срока полезного использования (амортизации). Кстати для Лэнд Крузера с объемом двигателя более 3,5л. такой срок будет не менее 7лет и 1 мес., для легковых авто с меньшим объемом двигателя, как правило, от 3лет.1 мес. до 5 лет включительно. Однако заявление НДС к вычету при лизинге будет постепенное исходя из размера лизинговых платежей. При приобретении авто в собственность, в т.ч. на кредитные деньги НДС заявлется к вычету сразу.

Поэтому также несовсем корректно указание в себестоимости стоимости приобретение авто без НДС. Да в конечном счете она будет такая же, но относится на себестоимость будет в течение срока амортизации (или при лизинге в течение срока лизинга). То есть приобрести авто вы можете в декабре, а расходы в уменьшение прибыли могут относится только с января следующего года.

В любом случае, чтобы просчитать все выгоды и затраты необходимо сравнивать приобретение конкрентных автомобилей исходя из конкретных условий, в том числе лизинговых и кредитных. А что бы посчитать налоговые последствия обратитесь лучше к своему бухгалтеру, а не к статьям не специалистов в этой сфере (при всем моем уважении к авторам и комментаторам, которые являютсся специалистами в других сферах).

Если надо сэкономить — проводим торги, на лизинг тоже можно, но там на рынке признаки картели наблюдаются. На закупку экономия 10-15%, КАСКО — до 40% (причем, можно свои условия навязать), ГСМ —

4%, ТО (рамочное) — 5-10%.

Максим Чурсин пишет:
В любом случае, чтобы просчитать все выгоды и затраты необходимо сравнивать приобретение конкрентных автомобилей исходя из конкретных условий, в том числе лизинговых и кредитных

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector