Временная лицензия может выдаваться на срок

Действия лицензии

Лицензия выдается без ограничения срока ее действия.

Временная лицензия может выдаваться на срок:

указанный в заявлении соискателя лицензии, но не более чем на три года;

от одного года до трех лет при отсутствии информации, позволяющей достоверно оценить страховые риски, предусмотренные правилами страхования, представляемыми при лицензировании, а также в случаях, установленных страховым законодательством.

Срок действия временной лицензии может быть продлен по заявлению. Но в этом может быть отказано, если за время ее действия установлены нарушения соискателем лицензии страхового законодательства, которые не устранены в установленный срок.

Действие лицензии прекращается в случае прекращения деятельности субъекта страхового дела — индивидуального предпринимателя, ликвидации или реорганизации субъекта страхового дела — юридического лица, за исключением реорганизации в форме присоединения или выделения.

Действие лицензии субъекта страхового дела — юридического лица, созданного в порядке реорганизации в форме преобразования, не прекращается при условии соответствия вновь возникшего юридического лица.

Таким образом, существуют два вида лицензии: неограниченная лицензия (без ограничения срока ее действия) и временная лицензия (выдается до 3х лет и продляется по заявлению).

Ограничение, приостановление и возобновление лицензии

При выявлении нарушения страхового законодательства субъекту страхового дела органом страхового надзора дается предписание об устранении нарушения.

Предписание дается в случае:

а. осуществления субъектом страхового дела деятельности, запрещенной законодательством, а также деятельности с нарушением условий, установленных для выдачи лицензии;

б. несоблюдения страховщиком страхового законодательства в части формирования и размещения средств страховых резервов, иных гарантирующих осуществление страховых выплат фондов;

в. несоблюдения страховщиком установленных требований к обеспечению нормативного соотношения активов и принятых обязательств, иных установленных требований к обеспечению финансовой устойчивости и платежеспособности;

г. нарушения субъектом страхового дела установленных требований о представлении в орган страхового надзора и (или) его территориальный орган установленной отчетности;

д. непредставления субъектом страхового дела в установленный срок документов, затребованных в порядке осуществления страхового надзора в пределах компетенции органа страхового надзора;

е. установления факта представления субъектом страхового дела в орган страхового надзора и (или) его территориальный орган неполной и (или) недостоверной информации;

ж. непредставления субъектом страхового дела в установленный срок в орган страхового надзора информации об изменениях и о дополнениях, внесенных в документы.

Предписание направляется субъекту страхового дела, при необходимости копия предписания направляется в соответствующие органы исполнительной власти.

Субъект страхового дела в установленный предписанием срок представляет в орган страхового надзора документы, подтверждающие устранение выявленных нарушений.

Указанные документы должны быть рассмотрены в течение 30 дней со дня получения всех документов, подтверждающих исполнение предписания в полном объеме.

Представление субъектом страхового дела в установленный срок документов, подтверждающих устранение выявленных нарушений, является основанием для признания предписания исполненным. О снятии предписания сообщается субъекту страхового дела в течение пяти рабочих дней со дня принятия такого решения.

Установление в последующем факта представления субъектом страхового дела документов, содержащих недостоверную информацию, является основанием для признания ранее данного предписания неисполненным.

В случае неисполнения предписания надлежащим образом или в установленный срок, а также в случае уклонения субъекта страхового дела от получения предписания действие лицензии ограничивается или приостанавливается.

Ограничение действия лицензии страховщика означает запрет на заключение договоров страхования по отдельным видам страхования, договоров перестрахования, а также внесение изменений, влекущих за собой увеличение обязательств страховщика, в соответствующие договоры.

Приостановление действия лицензии субъекта страхового дела означает запрет на заключение договоров страхования, договоров перестрахования, договоров по оказанию услуг страхового брокера, а также внесение изменений, влекущих за собой увеличение обязательств субъекта страхового дела, в соответствующие договоры.

Решение органа страхового надзора об ограничении или о приостановлении действия лицензии подлежит опубликованию в печатном органе, определенном органом страхового надзора, в течение 10 рабочих дней со дня принятия такого решения и вступает в силу со дня его опубликования. Решение органа страхового надзора об ограничении или о приостановлении действия лицензии направляется субъекту страхового дела в письменной форме в течение пяти рабочих дней со дня вступления в силу такого решения с указанием причин ограничения или приостановления действия лицензии.

В период ограничения или приостановления действия лицензии изменение наименования (фирменного наименования), места нахождения и почтового адреса субъекта страхового дела, а также реорганизация субъекта страхового дела возможны только с предварительного разрешения органа страхового надзора. Отказ органа страхового надзора в выдаче предварительного разрешения должен быть мотивированным.

Субъекты страхового дела в период ограничения или приостановления действия лицензии не вправе открывать представительства и филиалы без предварительного разрешения органа страхового надзора.

Возобновление действия лицензии после его ограничения или приостановления означает восстановление права субъекта страхового дела на осуществление деятельности, на которую выдана лицензия, в полном объеме.

Основанием для отмены мер, по ограничению или приостановлению действия лицензии, является устранение субъектом страхового дела выявленных нарушений в установленный срок и в полном объеме.

Решение о возобновлении действия лицензии вступает в силу со дня его принятия и доводится до сведения субъекта страхового дела и иных заинтересованных лиц в течение 15 дней со дня принятия такого решения. Решение о возобновлении действия лицензии опубликовывается в печатном органе, определенном органом страхового надзора.

Таким образом, ограничение лицензии означает запрет на заключение договоров страхования по отдельным видам страхования, договоров перестрахования, а также внесение изменений, влекущих за собой увеличение обязательств страховщика, в соответствующие договоры, а приостановление лицензии означает полный временный запрет на занятие страховой деятельностью. Возобновление действия лицензии означает разрешение на занятие страховой деятельностью в полном объеме.

Действия лицензии

Лицензия выдается без ограничения срока ее действия.

Временная лицензия может выдаваться на срок:

указанный в заявлении соискателя лицензии, но не более чем на три года;

от одного года до трех лет при отсутствии информации, позволяющей достоверно оценить страховые риски, предусмотренные правилами страхования, представляемыми при лицензировании, а также в случаях, установленных страховым законодательством.

Срок действия временной лицензии может быть продлен по заявлению. Но в этом может быть отказано, если за время ее действия установлены нарушения соискателем лицензии страхового законодательства, которые не устранены в установленный срок.

Действие лицензии прекращается в случае прекращения деятельности субъекта страхового дела — индивидуального предпринимателя, ликвидации или реорганизации субъекта страхового дела — юридического лица, за исключением реорганизации в форме присоединения или выделения.

Действие лицензии субъекта страхового дела — юридического лица, созданного в порядке реорганизации в форме преобразования, не прекращается при условии соответствия вновь возникшего юридического лица.

Таким образом, существуют два вида лицензии: неограниченная лицензия (без ограничения срока ее действия) и временная лицензия (выдается до 3х лет и продляется по заявлению).

Ограничение, приостановление и возобновление лицензии

При выявлении нарушения страхового законодательства субъекту страхового дела органом страхового надзора дается предписание об устранении нарушения.

Предписание дается в случае:

а. осуществления субъектом страхового дела деятельности, запрещенной законодательством, а также деятельности с нарушением условий, установленных для выдачи лицензии;

б. несоблюдения страховщиком страхового законодательства в части формирования и размещения средств страховых резервов, иных гарантирующих осуществление страховых выплат фондов;

в. несоблюдения страховщиком установленных требований к обеспечению нормативного соотношения активов и принятых обязательств, иных установленных требований к обеспечению финансовой устойчивости и платежеспособности;

г. нарушения субъектом страхового дела установленных требований о представлении в орган страхового надзора и (или) его территориальный орган установленной отчетности;

д. непредставления субъектом страхового дела в установленный срок документов, затребованных в порядке осуществления страхового надзора в пределах компетенции органа страхового надзора;

е. установления факта представления субъектом страхового дела в орган страхового надзора и (или) его территориальный орган неполной и (или) недостоверной информации;

ж. непредставления субъектом страхового дела в установленный срок в орган страхового надзора информации об изменениях и о дополнениях, внесенных в документы.

Предписание направляется субъекту страхового дела, при необходимости копия предписания направляется в соответствующие органы исполнительной власти.

Субъект страхового дела в установленный предписанием срок представляет в орган страхового надзора документы, подтверждающие устранение выявленных нарушений.

Указанные документы должны быть рассмотрены в течение 30 дней со дня получения всех документов, подтверждающих исполнение предписания в полном объеме.

Представление субъектом страхового дела в установленный срок документов, подтверждающих устранение выявленных нарушений, является основанием для признания предписания исполненным. О снятии предписания сообщается субъекту страхового дела в течение пяти рабочих дней со дня принятия такого решения.

Установление в последующем факта представления субъектом страхового дела документов, содержащих недостоверную информацию, является основанием для признания ранее данного предписания неисполненным.

В случае неисполнения предписания надлежащим образом или в установленный срок, а также в случае уклонения субъекта страхового дела от получения предписания действие лицензии ограничивается или приостанавливается.

Ограничение действия лицензии страховщика означает запрет на заключение договоров страхования по отдельным видам страхования, договоров перестрахования, а также внесение изменений, влекущих за собой увеличение обязательств страховщика, в соответствующие договоры.

Приостановление действия лицензии субъекта страхового дела означает запрет на заключение договоров страхования, договоров перестрахования, договоров по оказанию услуг страхового брокера, а также внесение изменений, влекущих за собой увеличение обязательств субъекта страхового дела, в соответствующие договоры.

Решение органа страхового надзора об ограничении или о приостановлении действия лицензии подлежит опубликованию в печатном органе, определенном органом страхового надзора, в течение 10 рабочих дней со дня принятия такого решения и вступает в силу со дня его опубликования. Решение органа страхового надзора об ограничении или о приостановлении действия лицензии направляется субъекту страхового дела в письменной форме в течение пяти рабочих дней со дня вступления в силу такого решения с указанием причин ограничения или приостановления действия лицензии.

В период ограничения или приостановления действия лицензии изменение наименования (фирменного наименования), места нахождения и почтового адреса субъекта страхового дела, а также реорганизация субъекта страхового дела возможны только с предварительного разрешения органа страхового надзора. Отказ органа страхового надзора в выдаче предварительного разрешения должен быть мотивированным.

Читать еще:  Как расторгнуть договор ОСАГО и вернуть деньги?

Субъекты страхового дела в период ограничения или приостановления действия лицензии не вправе открывать представительства и филиалы без предварительного разрешения органа страхового надзора.

Возобновление действия лицензии после его ограничения или приостановления означает восстановление права субъекта страхового дела на осуществление деятельности, на которую выдана лицензия, в полном объеме.

Основанием для отмены мер, по ограничению или приостановлению действия лицензии, является устранение субъектом страхового дела выявленных нарушений в установленный срок и в полном объеме.

Решение о возобновлении действия лицензии вступает в силу со дня его принятия и доводится до сведения субъекта страхового дела и иных заинтересованных лиц в течение 15 дней со дня принятия такого решения. Решение о возобновлении действия лицензии опубликовывается в печатном органе, определенном органом страхового надзора.

Таким образом, ограничение лицензии означает запрет на заключение договоров страхования по отдельным видам страхования, договоров перестрахования, а также внесение изменений, влекущих за собой увеличение обязательств страховщика, в соответствующие договоры, а приостановление лицензии означает полный временный запрет на занятие страховой деятельностью. Возобновление действия лицензии означает разрешение на занятие страховой деятельностью в полном объеме.

Получаем лицензию на образовательную деятельность

Порядок получения лицензии

Лицензирование образовательной деятельности регулируется следующими нормативно-правовыми актами:

  • Законом РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 “Об образовании”;
  • Положением о лицензировании образовательной деятельности (утв. постановлением Правительства РФ от 16 марта 2011 г. N 174).

Срок действия лицензии

В Законе «Об образовании» указано, что лицензия на осуществление образовательной деятельности действует бессрочно, однако существуют такие ситуации, когда лицензирующий орган вправе выдать только временную лицензию.

Кто должен получать лицензию?

Образовательную лицензию имеет право получить не каждое юридическое лицо, так как на основании Закона «Об образовании» лицензированию подлежит образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций или иных организаций по образовательным программам.

Законодательство РФ дает следующую характеристику образовательного учреждения – это учреждение, реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников, созданное и зарегистрированное в соответствии сзаконодательством Российской Федерации.

Образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными учреждениями, в том числе учреждениями общественных объединений и религиозных организаций).

Получить лицензию на осуществление образовательной деятельности могут государственные учреждения, муниципальные учреждения, негосударственные организации, целью создания которых являются образовательные услуги.

Что касается негосударственных организаций, то на основании Федерального закона «О некоммерческих организациях» чаще всего они могут быть созданы в виде частных образовательных учреждений, автономных некоммерческих организаций, негосударственных образовательных частных учреждений.

Следует иметь в виду, что если коммерческая организация будет оказывать образовательные услуги населению, такая деятельность будет считаться незаконной, поскольку коммерческие организации, как правило, создаются с целью получения прибыли и заниматься образовательной деятельностью могут только в рамках профессиональной подготовки своих штатных сотрудников.

Вместе с образовательными учреждения лицензии вправе получать их филиалы. В таких случаях, филиалы образовательных учреждений проходят лицензированиена общих условиях.

Закон регламентирует, что образовательная деятельность, осуществляемая путем проведения разовых занятий различных видов (в том числе лекций, стажировок, семинаров) и не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании, деятельность по содержанию и воспитанию обучающихся и воспитанников, осуществляемая без реализации образовательных программ, а также индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не подлежат лицензированию.

Лицензии выдаются образовательным учреждениям по программам дошкольного образования, по программам общего образования (оно включает в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование), начального профессионального образования, среднего профессионального образования, высшего профессионального образования, послевузовского профессионального образования, дополнительного образования и т.д.

Срок оформления и порядок получения.

Лицензирование образовательной деятельности осуществляется лицензирующим органом – федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в области образования.

В Москве лицензирующим органом является Департамент образования. Чтобы получить лицензию, необходимо собрать и предоставить следующий комплект документов, предусмотренный Положением о лицензировании образовательной деятельности:

  • заявление;
  • нотариально удостоверенные учредительные документы (устав, свидетельство о регистрации в налоговом органе, свидетельство о государственной регистрации юридического лица, письмо из Госкомстата);
  • документ, подтверждающий уплату государственной пошлины;
  • копии документов о наличии у соискателя лицензии или лицензиата в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, соответствующих установленным лицензионным нормативам обеспечения образовательной деятельности по заявленным для лицензирования образовательным программам, а также копии правоустанавливающих документов в случае, если право на указанные здания, строения, сооружения, помещения и территории и сделки с ними не подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации (документы должны быть представлены в виде договоров аренды, свидетельств о праве собственности);
  • копию документа, подтверждающего проведение учредителем государственного или муниципального учреждения экспертной оценки последствий договора аренды для обеспечения образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, социальной защиты и социального обслуживания детей (в случае аренды соискателем лицензии или лицензиатом помещений для организации образовательного процесса в государственном или муниципальном учреждении, являющемся объектом социальной инфраструктуры для детей);
  • справку о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности по заявленным для лицензирования образовательным программам, подписанную руководителем соискателя лицензии или лицензиата (учебная литература должна быть доступна к ознакомлению);
  • перечень дисциплин, входящих в каждую заявленную образовательную программу, с указанием объемов учебной нагрузки (для учреждений профессионального образования – аудиторной и внеаудиторной) по этим дисциплинам;
  • сведения о педагогах (предоставляются нотариально удостоверенные копии дипломов, копии трудовых книжек сотрудников, которые будут осуществлять преподавательскую деятельность);
  • нотариально заверенную копию положения о филиале (в случае, если соискатель лицензии или лицензиат обращается за разрешением на осуществление образовательной деятельности в филиале), в том числе сведения о регистрации филиала по фактическому адресу, копию решения о создании филиала;
  • нотариально заверенную копию положения о структурном подразделении (в случае, если в качестве соискателя лицензии или лицензиата выступает организация, структурное подразделение которой осуществляет реализацию образовательных программ профессиональной подготовки);
  • нотариально удостоверенные Заключения органов государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации и Государственной противопожарной службы;
  • опись представленных документов.

Разумеется, данный перечень может содержать не всю информацию, которую необходимо предоставить в лицензирующий орган, однако следует указать дополнительные лицензионные требования и условия, которые обязательны для осуществления образовательной деятельности, предусмотренные законодательством о лицензировании образовательной деятельности.

К ним относятся:

  • наличие у соискателя лицензии на осуществление образовательной деятельности или лицензиата в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта, условия обеспечения обучающихся, воспитанников и работников питанием и медицинским обслуживанием), необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию и реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам и соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования;
  • наличие у лицензиата учебно-методической документации по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам, соответствующей требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования;
  • наличие у лицензиата учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования;
  • наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, численность и образовательный ценз которых обеспечивают осуществление образовательной деятельности по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам и соответствуют требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования.

Прежде чем принять решение о выдаче лицензии, лицензирующий орган в обязательном порядке принимает все представленные документы по описи регистрирует их поступление. Копия описи должна быть либо вручена лично, либо направлена лицензиату в течение 5 рабочих дней со дня регистрации.

Далее, следует проверка документов, которую лицензирующий орган должен провести в течении трех дней со дня регистрации. В ходе такой проверки проверяются сведения на предмет отнесения лицензирования образовательной деятельности соискателя лицензии к компетенции лицензирующего органа, заявления для лицензирования образовательных программ, которые соискатель лицензии в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе реализовывать, а также полноты и правильности оформления и заполнения заявления и документов.

Если документы представлены не в полном объеме или неправильно оформленных, лицензирующий орган в течение 5 рабочих дней со дня регистрации поступления заявления и документов направляет соискателю лицензии уведомление о перечне недостающих или неправильно оформленных документов.

В случае если указанные документы не представлены соискателем лицензии в лицензирующий орган в течение 2 месяцев со дня получения соискателем лицензии уведомления, лицензирующий орган отказывает в принятии заявления и документов к рассмотрению по существу.

При отсутствии у лицензирующего органа замечаний к документам заявление и документы принимаются к рассмотрению по существу. Уведомление о приеме заявления и документов к рассмотрению по существу направляется соискателю лицензии либо вручается их уполномоченным представителям в течение 5 рабочих дней со дня приема заявления и документов к рассмотрению по существу.

После прохождения всей вышеуказанной процедуры, лицензирующий орган проводит проверку полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных заявлении и документах, возможности выполнения ими лицензионных требований и условий.

Указанная проверка проводится в документарной форме на основании сведений, содержащихся в представленных заявлении и документах, а также на основании сведений, полученных лицензирующим органом от иных органов исполнительной власти.

Стоит заметить, что в целях подтверждения сведений, представленных соискателем лицензии, лицензирующий орган осуществляет взаимодействие с другими органами исполнительной власти.

Указанные органы предоставляют сведения о соискателе лицензии по межведомственному запросу лицензирующего органа, в том числе в форме электронного документа, в срок, не превышающий пяти рабочих дней.

Решение о выдаче лицензии принимается на основании заключения экспертной комиссии. Общий срок оформления образовательной лицензии составляет 60 дней с момента регистрации заявления.

Принятие лицензирующим органом решения о предоставлении временной лицензии осуществляется в срок, не превышающий десяти дней со дня приема заявления соискателя лицензии о предоставлении временной лицензии и документов.

Срок действия временной лицензии составляет один год

На основании чего принимается решение о предоставлении временной лицензии?

Читать еще:  Чем отличается ограниченная страховка от неограниченной

Во первых, заявление образовательного учреждения может содержать конкретный срок, на который должна быть выдана лицензия. Это необходимо учитывать лицензирующему органу.

Во-вторых, лицензия на осуществление образовательной деятельности не может действовать дольше срока договора аренды, так как законом установлено условие о наличии у соискателя лицензии или лицензиата в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, необходимых для осуществления образовательной деятельности.

Таким образом, если лицензия будет выдана бессрочно, а договор аренды будет прекращен через год, это будет противоречить действующему законодательству РФ об образовательной деятельности.

Ответственность за отсутствие лицензии.

Осуществление образовательной деятельности без лицензии чревато уголовной, административной и гражданской ответственностью.

Внимание: новые правила лицензирования

Елисова И. Н., ведущий эксперт

С 1 января 2011 года действует новый порядок лицензирования образовательной деятельности. Помимо того что лицензия стала бессрочной, сокращен и срок рассмотрения документов организации на ее выдачу – с 60 до 45 дней.

Порядок лицензирования определяет Правительство РФ

Сразу отметим, что изменения, касающиеся лицензирования, внесены Федеральным законом от 8 ноября 2010 г. № 293-ФЗ в Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании». При этом определено, что порядок лицензирования образовательной деятельности устанавливает Правительство РФ. В то же время многие важные моменты теперь прописаны в самом законе. И они идут вразрез с Положением о лицензировании, утвержденным постановлением Правительства РФ от 31 марта 2009 г. № 277, которое пока действует. Поэтому в ближайшее время скорее всего будет либо изменено старое положение о лицензировании, либо принято новое.

Срок действия лицензии

С этого года выданная лицензия на образовательную деятельность будет действовать бессрочно. Отметим, что ранее лицензия выдавалась на срок, не превышающий шести лет (п. 29 Положения о лицензировании).

Правда, по истечении года после выдачи документа, подтверждающего наличие лицензии, в учреждении проведут плановую проверку. Ее цель – проконтролировать, как учебное заведение соблюдает лицензионные требования и условия. И если при проверке выявят нарушения, организации выдадут предписание об их устранении. Срок для устранения – не более шести месяцев.

После истечения этого срока организация должна представить в лицензирующий орган отчет об исполнении предписания, приложив к нему подтверждающие документы.

В противном случае в отношении нее будет возбуждено дело об административном правонарушении, а действие лицензии временно приостановят – полностью или в отношении отдельных образовательных программ, образовательной деятельности.

Если и после этого организация не устранит нарушения, лицензирующий орган обратится в суд с заявлением об аннулировании лицензии на образовательную деятельность.

Приложения к лицензии

Неотъемлемой частью документа, подтверждающего наличие лицензии, являются приложения к нему (п. 6 ст. 33.1 закона об образовании).

В них указываются адреса, по которым будет осуществляться образовательная деятельность, сведения об образовательных программах, иные данные.

Но главное, что теперь предусматривает закон об образовании, – по каждому филиалу оформляется отдельное приложение.

Ранее сведения о филиалах также указывали в приложении (п. 27 Положения о лицензировании).

Переоформление лицензии

В некоторых случаях учреждению придется переоформить лицензию (конкретные ситуации перечислены в п. 9 ст. 33.1 закона об образовании).

Итак, переоформить лицензию придется, если:

– необходимо дополнить документ, подтверждающий наличие лицензии, сведениями о филиалах, адресах места ведения деятельности, образовательных программах;

– закрыты образовательные программы, места ведения образовательной деятельности;

– изменено наименование образовательных программ, указанных в приложении к документу, подтверждающему наличие лицензии.

Также лицензию придется переоформить, если учреждение реорганизовано в форме слияния. При условии, если у одного или нескольких реорганизованных юридических лиц имеется лицензия.

В случае реорганизации учреждения в форме присоединения также придется переоформить лицензию. Правда, только тогда, когда она есть у присоединенного юридического лица. Переоформить лицензию необходимо и при смене типа бюджетного учреждения, например, на автономное.

Отметим, что может быть переоформлен весь документ, подтверждающий наличие лицензии, или отдельное его приложение.

Надо сказать, что с этого года увеличена пошлина за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, или приложения к такому документу. Вместо 200 руб. теперь придется заплатить 2600 руб. Такой размер госпошлины прописан в подпункте 92 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса РФ.

При этом размер госпошлины за оформление лицензии не изменился. Он составляет 2600 руб.

Предоставление временной лицензии

В случае реорганизации образовательной организации в форме разделения или выделения лицензирующий орган предоставляет ей временную лицензию в соответствии с лицензией реорганизованного учреждения. Срок действия такой лицензии – один год.

Решение о предоставлении временной лицензии принимается в течение 10 дней со дня, когда организация подаст заявление о предоставлении ей временной лицензии, приложив к нему необходимые документы.

При этом в заявлении указываются:

– сведения, предусмотренные законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности;

– перечень образовательных программ;

– сведения о прекращении реализации образовательных программ, прекращении осуществления образовательной деятельности по адресу места ее осуществления (если имеет место такой факт);

– перечень образовательных программ, которые указаны в приложении к документу, подтверждающему наличие лицензии, и наименования которых изменены (если происходит изменение).

При реорганизации в форме слияния документ, подтверждающий наличие лицензии, переоформляется на основании лицензий одного или нескольких реорганизованных юридических лиц.

При реорганизации в форме присоединения переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, проводится на основании лицензии образовательного учреждения и лицензии присоединенного юридического лица.

Срок выдачи лицензии

При рассмотрении вопроса о предоставлении лицензии (переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии) лицензирующий орган проводит проверку полноты и достоверности сведений, которые содержатся в заявлении и документах, представленных организацией.

Также он оценивает, насколько организация может выполнять лицензионные требования. И в срок, не превышающий 45 дней, выносит решение о выдаче лицензии (или об отказе в этом). Такой срок закреплен в пункте 11 статьи 33.1 закона об образовании.

Отметим, что ранее лицензирующему органу отводился срок в 60 дней (п. 21 Положения о лицензировании).

Когда в лицензии откажут?

Закон об образовании устанавливает, что лицензирующий орган вправе не принять у образовательной организации документы к рассмотрению по следующим основаниям:

1) лицензирование образовательной деятельности не отнесено к компетенции соответствущего органа;

2) для лицензирования заявлена образовательная деятельность по образовательным программам, которые организация не вправе реализовывать;

3) запрошенные у организации документы не представлены в срок. Надо сказать, что запросить документы могут, если при их подаче образовательная организация не представила какой — то документ или представила его, заполнив с ошибками.

А вот основания для отказа в переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, перечислены в пункте 19 статьи 33.1 закона об образовании. Они совпадают с теми, которые указаны в пункте 23 Положения о лицензировании.

Это два основания:

1) наличие в документах, представленных образовательной организацией, недостоверной информации;

2) несоответствие условий ведения образовательной деятельности, в том числе в части объектов, используемых в рамках такой деятельности, лицензионным требованиям и условиям.

Ответственность за нарушение порядка лицензирования

Если у образовательной организации отсутствует лицензия, то ее могут привлечь к административной ответственности. Сумма штрафа составит (ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях):

– от 4000 до 5000 руб. – для должностных лиц;

– от 40 000 до 50 000 руб. – для организаций.

Если же учреждение ведет деятельность, не связанную с извлечением прибыли, то за отсутствие лицензии могут оштрафовать по статье 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях:

– от 30 000 до 50 000 руб. – должностных лиц;

– от 170 000 до 250 000 руб. – организацию.

Если же учреждение нарушает условия лицензии, то сумма штрафа составит (ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях):

– от 3000 до 4000 руб. – для должностных лиц;

– от 30 000 до 40 000 руб. – для организаций.

В случае, когда речь идет о деятельности, не связанной с извлечением прибыли, размеры штрафов такие:

– от 15 000 до 25 000 руб. – для должностных лиц;

– от 70 000 до 100 000 руб. – для организаций.

Также образовательное учреждение могут привлечь к ответственности за грубое нарушение правил, предусмотренных лицензией.

Максимальный размер штрафа в подобном случае – до 50 000 руб. (если деятельность не подразумевает извлечение прибыли – 150 000 руб.).

Действие лицензии

Комментарий к статье 32.5 Закона РФ от 27.11.1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в РФ»: Действие лицензии

1. Лицензия выступает в качестве индивидуализированного документа, устанавливающего исключительность прав конкретного субъекта на осуществление страховой деятельности. В этой связи она является именным документом и позволяет реализовывать определенные ею виды страхования только субъекту, на имя которого она выдана. Именной характер разрешения свидетельствует о возможности ее использования лишь конкретно определенным субъектом и запрещает передачу соответствующих правомочий иным лицам. Положения п. 1 настоящей статьи устанавливают общий запрет на передачу лицензии другим лицам, не допуская каких-либо исключений из данного правила. Однако действие лицензии предполагает необходимость определения круга субъектов, которые могут ее использовать. Так, наряду с самим страховщиком — юридическим лицом, применение лицензии допускается его филиалами и представительствами. Поскольку указанные субъекты не являются юридическими лицами и не имеют собственного правового статуса, то их деятельность регламентируются страховщиком и осуществляется в соответствии с выданной ему лицензией. Особенности получения лицензий дочерними, зависимыми компаниями, а также иными субъектами, в том числе обществами взаимного страхования, составляют предмет правового регулирования специальных норм настоящего Закона и рассматривается в рамках комментария к указанным правовым предписаниям.

Лицензия представляет собой разрешение органа государственной власти на осуществление отдельных видов деятельности, в данном случае страхования. Такие разрешения могут быть классифицированы по сроку и периоду их действия на постоянные и временные.
По общему правилу лицензия является бессрочным документом, хотя на практике все чаще встречаются иные правила, устанавливающие определенный период ее действия. Пункт 1 настоящей статьи прямо предусматривает, что лицензия на осуществление страховой деятельности не имеет срока действия, т.е. является постоянной и не ограничена во времени. В течение всего периода осуществления деятельности по соответствующим видам страхования в соответствии с требованиями действующего законодательства лицензия сохраняет свое действие. Прекращение ее действия допускается лишь по решению уполномоченного органа при наличии обстоятельств для ее аннулирования.

Читать еще:  Как проверить есть ли обременение на автомобиль

Положения настоящего Закона могут предусматривать иные, отличные от общих правила, в том числе и в части определения срока действия лицензии, что позволяет говорить о временном характере такого разрешения. Так, например, Приказом Федеральной службы страхового надзора от 7 февраля 2011 г. N 53 «О выдаче временной лицензии на осуществление дополнительных видов страхования ООО «Страховой центр «СПУТНИК» выдана временная лицензия сроком на 3 года на осуществление дополнительных видов страхования — страхования средств наземного транспорта (кроме железнодорожного), грузов, средств воздушного транспорта и гражданской ответственности их владельцев.

2. Случаи выдачи временной лицензии определяются настоящим Законом. В частности, перечень таких случаев регламентирован п. 2 настоящей статьи. К ним относятся:

  • заявление страховщика о намерении осуществлять отдельные виды страхования в течение определенного периода времени. Лицензия в данном случае выдается на срок, указанный в заявлении соискателя лицензии, но не более чем на три года;
  • отсутствие информации, позволяющей достоверно оценить страховые риски, предусмотренные правилами страхования, представляемыми при лицензировании, а также в случаях, установленных страховым законодательством. Лицензия в таких ситуациях выдается на срок от одного года до трех лет.

Закон может устанавливать и иные случаи выдачи временной лицензии. По общему правилу срок действия такой лицензии не превышает трех лет. Однако на практике зачастую срок действия временной лицензии в значительной степени превышает установленный предел. Подобная ситуация обусловлена предписаниями п. 3 настоящей статьи, которая устанавливает возможность продления срока действия лицензии, т.е. сохранение возможности осуществления указанных в ней видов деятельности на протяжении нового срока, на который выдавалась лицензия. Срок продления лицензии по общему правилу приравнивается к первичному сроку ее действия. Исключения из общего правила могут быть предусмотрены в отдельных случаях действующим законодательством, причем в данном случае закон относит решение этого вопроса исключительно к компетенции страхового законодательства.

3. Независимо от характера и срока действия лицензии ее действие начинается с момента получения разрешения соискателем, т.е. с момента ее фактической передачи страховщику. Таким образом, в качестве юридического факта, порождающего возможность осуществления страховой деятельности, выступает специальный страховой состав, включающий в себя: решение уполномоченного органа о выдаче лицензии индивидуально определенному страховщику, а также получение лицензии ее соискателем. Отсутствие хотя бы одного из элементов юридического состава не порождает права на осуществление страховой деятельности, несмотря на то, что закон непосредственно связывает такую возможность именно с фактом выдачи лицензии страховщику.

Положения настоящей статьи регламентируют и специальные основания прекращения действия временной лицензии, которые фактически являются дублированием общих предписаний закона, поскольку воспроизводят общие основания. Так, предусмотренное п. 3 настоящей статьи основание отказа в продлении срока действия лицензии является общим основанием отказа в выдаче лицензии. Однако состав таких оснований в данном случае является усеченным, поскольку отражает лишь одно положение — установление нарушения соискателем лицензии страхового законодательства, совершенного в период действия лицензии, которое не устранено в установленный срок. Указанное положение является лишь одним из требований в системе предписаний соблюдения принципа законности в деятельности страховщиков. Однако сущность указанного основания свидетельствует о его комплексном характере, который позволяет в рамках одного требования объединить несколько оснований, поскольку все они связаны с нарушением требований действующего законодательства, в первую очередь настоящего Закона. В этой связи ключевым в применении на практике указанного положения является факт неустранения или несвоевременного устранения выявленного нарушения, т.е. сознательное допущение нарушения субъектом страхового дела. Поскольку такой субъект не соблюдает требования действующего законодательства, он не может осуществлять страховую деятельность, т.к. ее реализация будет противоправной. В этой связи Федеральная служба по финансовым рынкам обязана отказать в продлении срока действия лицензии. Однако ничто не мешает субъекту после устранения выявленного нарушения и приведения в соответствие с требованиями законодательства деятельности такого субъекта обратиться за выдачей как временной, так и постоянной лицензии на осуществление соответствующих видов страхования.

4. Наряду с отказом в продлении срока действия лицензии Закон предусматривает и возможность прекращения ее действия. Основания прекращения лицензии напрямую зависят от вида лицензии: постоянная или временная. Так, наиболее распространенным основанием прекращения действия временного разрешения является истечение срока, на который выдавалась лицензия. Однако наряду с этим положением страховщик может в добровольном порядке отказаться от лицензии, например, в случае прекращения страховой деятельности, лицензия может быть аннулирована решением органа государственной власти и т.п. Особенностью предписаний настоящей статьи выступает их фрагментарность. Так, в качестве единственного основания прекращения действия лицензии п. 4 предусматривает прекращение деятельности гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, а также ликвидация и реорганизация юридического лица. Таким образом, прекращение действия лицензии всегда связывается с утратой субъектом страхового дела дееспособности в качестве субъекта предпринимательской деятельности. Утрата возможности осуществления предпринимательской деятельности влечет за собой и невозможность использования лицензии на осуществление обязательного или добровольного страхования, т.е. влечет прекращение ее действия.
Однако в случае реорганизации юридического лица отдельные субъекты сохраняют свою правосубъектность. Реорганизация юридического лица представляет собой прекращение или иное изменение правового положения юридического лица, влекущее отношения правопреемства юридических лиц, в результате которого происходит одновременное создание одного, либо нескольких новых, и/или прекращение одного, либо нескольких прежних (реорганизуемых) юридических лиц. Осуществляется в форме слияния, присоединения, разделения, выделения или преобразования.

Слияние — это реорганизация, при которой два и более юридических лица прекращают свою деятельность в результате объединения и на их основе образуется новое юридическое лицо, т.е. ранее существовавшие субъекты утрачивают свой статус, а соответственно, и лицензию на осуществление страховой деятельности. Образованное на их основе юридическое лицо вправе обратиться за выдачей лицензии на данный вид деятельности в общем порядке.

Разделение — это прекращение деятельности одного юридического лица путем его разделения на два новых юридических лица, которые получаются в результате реорганизации. При реорганизации разделения юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом. При этом в разделительном балансе при реорганизации путем разделения должно указываться, в какой степени каждое вновь создаваемое юридическое лицо принимает обязанности и права, а также долги и обязательства предприятия, которое существовало до реорганизации путем разделения. Несмотря на указанное правопреемство, лицензия реорганизованного субъекта не может быть передана ни одному из вновь образованных, в связи с чем она прекращает свое действие в силу отсутствия субъекта, которому она была выдана, поскольку лицензия является именным документом и не подлежит передаче третьим лицам.

Реорганизация в форме преобразования — преобразование юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменение организационно-правовой формы). При преобразовании общества к вновь возникшему юридическому лицу переходят все права и обязанности реорганизованного общества в соответствии с передаточным актом. Таким образом, субъект, получивший лицензию на осуществление страховой деятельности, прекращает свое юридическое существование, что влечет за собой и прекращение действия лицензии ввиду отсутствия субъекта, которому она была выдана.

Исключение из общего правила составляют две формы реорганизации юридических лиц, которые сохраняют правосубъектность одного из реорганизуемых юридических лиц: присоединение и выделение. На их исключительный характер прямо указывают предписания настоящей статьи.

Реорганизация в форме присоединения — прекращение одного или нескольких обществ с передачей всех их прав и обязанностей другому обществу. При присоединении одного общества к другому к последнему переходят все права и обязанности присоединяемого общества в соответствии с передаточным актом. Таким образом, общество к которому присоединяются реорганизуемые юридические лица, сохраняет свою правосубъектность в полном объеме. При использовании данной формы реорганизации следует учитывать, что лицензия на осуществление страховой деятельности сохраняет свое действие лишь в случае, если она была выдана субъекту, к которому осуществляется присоединение. Если же лицензия выдавалась присоединяемому субъекту, то она прекращает свое действия, несмотря на то, что ГК РФ прямо предусматривает переход всех прав и обязанностей к правопреемнику.

Сохранение действия лицензии реорганизованного в порядке присоединения юридического лица возможно лишь при условии его соответствия требованиям действующего законодательства, в первую очередь настоящего Закона. Так, например, если в процессе реорганизации страховщик присоединяется в обществу с ограниченной ответственностью, созданному в общем порядке и осуществляющему иные виды деятельности, сохранение действия лицензии невозможно, т.к. такой субъект не соответствует требования настоящего Закона: не имеет необходимого уставного капитала, иных гарантий финансовой устойчивости и т.п. В подобной ситуации субъект утрачивает право на осуществление страховой деятельности, а лицензия прекращает свое действие с момента прекращения юридического лица, которому она была выдана. Если же производится присоединение одного страховщика к другому, осуществляющему аналогичные виды страхования, то действие лицензии может быть сохранено при условии соответствия иным требованиям Закона.

Поскольку лицензия является именным документом, в процессе реорганизации свидетельствует о внесении изменений в основные сведения о юридическом лице, например, наименование и т.п., то указанные изменения должны быть своевременно внесены в лицензию в целях установления соответствия документа и субъекта, его использующего. В этой связи Закон обязывает Федеральную службу по финансовым рынкам произвести замену бланка лицензии, одновременно внеся в него все необходимые изменения. Однако на практике такая замена производится лишь после завершения процедуры реорганизации юридического лица и внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр юридических лиц. Активная роль в данном процессе принадлежит соискателю лицензии.

Реорганизация в форме выделения представляет собой создание одного или нескольких обществ с передачей им части прав и обязанностей реорганизуемого общества без прекращения последнего. При выделении из состава общества одного или нескольких обществ к каждому из них переходит часть прав и обязанностей реорганизованного в форме выделения общества в соответствии с разделительным балансом. В данном случае действие лицензии сохраняется только в случае, если она выдавалась юридическому лицу, из состава которого производится выделение. Выделяемый субъект в силу того, что он приобретает статус юридического лица лишь с момента государственной регистрации выделения, не может обладать лицензий. Поскольку ранее он не имел возможности обратиться в уполномоченный государственный орган за ее выдачей.

Положения настоящей статьи направлены на установление и нормативное урегулирование правил преемственности в деятельности страховщиков и обеспечения стабильности данного сегмента рынка.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector