В каких случаях не действует ОСАГО?

Страховые и нестраховые случаи по ОСАГО

Урегулирование страховых случаев по ОСАГО зачастую вызывает множество вопросов, особенно при возникновении спорных ситуаций со страховыми компаниями, отказывающимися признавать те или иные случаи страховыми. В данной статье мы постараемся детально разобрать, в каких ситуациях водитель вправе рассчитывать на возмещение ущерба по полису ОСАГО, какие случаи являются страховыми, а какие нет, и какими законодательными нормами это регулируется.

Каким законом регулируется ОСАГО?

В связи с тем, что обязательное страхование ОСАГО регулируется соответствующим Федеральным Законом № 40 от 25.04.2002 г., все основные принципы и понятия зафиксированы и прописаны в нем документально. Это касается и информации об условиях наступления страхового случая и признания его таковым. Поэтому при возникновении любых спорных ситуаций следует обращаться именно к этому документу.

Обобщая основные положения этого закона, можно сделать следующее заключение:

Страховыми случаями являются все события, в которых гражданин, имея на руках действительный полис ОСАГО, находясь за рулем транспортного средства, нанес вред жизни либо здоровью других лиц или же имуществу данных лиц. При наступлении такого события компания обязана возместить нанесенный ущерб.

При этом в законе также указан обширный список событий, не являющихся страховыми случаями, и возникновение которых не покрывается полисом.

Редакция закона от 03.07.2016 г. предусматривает максимальный размер компенсации в 400 тысяч рублей по пункту возмещения ущерба, нанесенного имуществу, и 500 тысяч рублей по пункту причинения вреда жизни и здоровью.

Критерии для признания случая страховым

Согласно вышеупомянутому закону, страховой случай по ОСАГО наступает при выполнении двух основных условий:

    Наличие виновника ДТП, в отношении которого будет действовать такое понятие, как гражданская ответственность. Соответственно, участников аварии должно быть не меньше двух: виновник и потерпевший (которому будет возмещен ущерб путем выплаты ему компенсации от страховой компании). Вот примеры соответствующих страховых и нестраховых событий для данной ситуации:

Страховое событие: Водитель отвлекся и не успел затормозить перед пешеходным переходом, из-за чего врезался в стоящий впереди автомобиль.

Нестраховое событие: Гражданин, выйдя из торгового центра, обнаружил вмятину на багажнике машины. Свидетелей произошедшего не нашлось, вследствие чего не был установлен и виновник происшествия.

Ущерб должен быть нанесен при использовании виновником застрахованного транспортного средства (ТС). Согласно закону, таким использованием признается управление автомобилем, связанное с его движением по дорогам и прилегающих к ним территориям, на которых предусмотрено движение ТС. Вот примеры соответствующих страховых и нестраховых событий для данной ситуации:

Страховое событие: Самосвал проезжал мимо оставленной на парковке машины и ненароком врезался в неё.

Нестраховое событие: У находящегося на стоянке грузовика вывалился перевозимый им плохо закрепленный стройматериал и повредил соседнюю машину. Факта движения грузовика зафиксировано не было, а, следовательно, рассчитывать на то, что страховая организация будет покрывать ущерб – бессмысленно.

Какие случаи не являются страховыми?

Согласно 6 статье обозначенного выше Закона «Об ОСАГО», страховыми не признаются следующие события:

  • причинение ущерба во время управления транспортным средством, отличным от указанного в полисе ОСАГО. Страховка оформляется исключительно на средство передвижения, а не его владельца;
  • нанесение вреда грузом, транспортировка которого связана с риском. Такой груз должен быть застрахован владельцем в отдельном порядке;
  • возникшие у пострадавшего в ДТП моральный ущерб и упущенная выгода (предполагаемые доходы, которые могли быть получены, если бы не произошла авария);
  • причинение вреда транспортным средством на соревнованиях, во время учебной езды и при других обстоятельствах подобного рода, произошедших в специально предназначенных для данных действий местах;
  • нанесение ущерба жизни или здоровью граждан, которые находятся при исполнении своих трудовых обязанностей в случае, когда такой ущерб компенсируется отдельным типом страхования (социальное, индивидуальное);
  • возникновение иных ситуаций, в которых вред автомобилю либо имуществу пострадавшего был нанесен непосредственно водителем ТС;
  • нанесение ущерба во время осуществления погрузочно-разгрузочных работ;
  • причинение убытков организации-работодателю, если на транспортном средстве (на которое выдан полис) был причинен вред работнику данной организации;
  • причинение повреждений, нанесенных историко-культурным ценностям (архитектура, антиквариат и т.д.), наличным деньгам, драгоценностям возмещаются не страховой компанией, а непосредственно виновником аварии, обычно в судебном порядке.

Возможен ли страховой случай без ДТП?

Из содержания Закона «Об ОСАГО» следует — если факт ДТП документально зафиксирован не был, то и рассчитывать на то, что страховая организация будет что-либо выплачивать не стоит. Как уже было отмечено выше, случай должен быть связан с дорожным движением. Если же есть необходимость застраховать транспортное средство от всевозможных рисков, не связанных с авариями на дороге (стихийные бедствия, угон, пожар, самопроизвольное возгорание и прочие неприятности), нужно вдобавок оформлять полис КАСКО.

Однако в данной ситуации есть одно исключение. Многие компании любят навязывать клиенту дополнительные услуги, одними из которых являются программы страхования от ущерба и страхования от угона. Поэтому если клиент принял решение дополнительно включить в полис одну из данных программ, то, разумеется, при наступлении предусмотренного страхового события ему будет выплачиваться денежная компенсация.

Действует ли ОСАГО во дворах и на парковке?

Многие автовладельцы интересуются вопросом — будет ли действовать полис, если ДТП произойдет не во время движения по дороге, а на территории парковки или двора, где машина была оставлена? Согласно содержанию закона, дворы и парковки являются прилегающими к дороге территориями, а, значит, относительно возникших там происшествий действуют точно такие же правила.

Следует помнить, что для данных территорий действуют стандартные требования к документам, предоставляемым в страховую компанию для получения выплаты. Попасть в серьезную аварию на парковке сложно, и дело в основном ограничивается мелким ДТП с небольшими повреждениями. Учитывая этот факт, водители зачастую не желают тратить на оформление бумаг слишком много времени, делают много ошибок в документах, и в конечном итоге потерпевшая сторона остается без денежной выплаты.

Кроме того, на стоянках по причине невнимательности нередко случаются происшествия, даже когда автомобили и потерпевшего и виновника вовсе не находятся в состоянии движения. Типичная ситуация такого рода – неосторожное открытие дверей машины, приводящее к повреждению близко стоящего автомобиля. Данный инцидент не является ДТП, а значит Закон «Об ОСАГО» в отношении него действовать не будет.

Возможен ли ремонт бампера по ОСАГО или его замена?

После того, как произошло ДТП, и потерпевший обратился к страховщику с документами на компенсацию ущерба, компания должна оценить состояние автомобиля после аварии. На основе проведенной экспертизы выносится заключение о рекомендуемом способе действий – в данном контексте о ремонте бампера либо его замене. Само собой, сумма выплаты будет целиком зависеть от заключения экспертизы. Ремонт бампера обойдется страховщикам явно дешевле, поэтому нередки случаи, когда оценка состояния машины необъективна. В такой ситуации нужно обратиться за проведением экспертизы в другую организацию, а полученное заключение со стоимостью ремонта передать в страховую компанию. Если организация не захочет выплачивать указанную сумму, то выход один – обращаться в суд.

Читать еще:  Как узнать работала ли машина в такси?

Следует помнить о том, что модернизация и тюнинг автомобиля должны быть официально зарегистрированы, иначе существует вероятность, что ОСАГО покрывать убытки не будет. Например, если машина врежется в зад другого автомобиля и станет виновником аварии. На первый взгляд случай однозначно страховой. Но при оформлении ДТП выяснится, что стильный бампер на машине не родной, а данная модернизация никак не зарегистрирована. В результате вождение такой машины могут признать незаконным, а случай – нестраховым. Соответственно, никакого возмещения в такой ситуации можно не ждать. И данное предписание применимо ко всем частям и деталям машины, не предусмотренным базовой комплектацией.

Заключение

Страховые и нестраховые случаи по ОСАГО закреплены законодательно и возмещение вреда осуществляется только согласно нормам нормативно-правовых актов. По ОСАГО страховая компания осуществляет компенсацию только в случае ДТП, при этом мелкие аварии на парковках или во дворах домов также относятся к страховым случаям.

Страховые случаи по ОСАГО в России

Согласно законодательству Российской Федерации, страховое возмещение по ОСАГО («автогражданке») выплачивается только пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии лицам, если их имуществу, здоровью или жизни был нанесён ущерб.

Существует ряд ситуаций, при которых страховые компании вправе отказать в выплате, поэтому приведём случаи, когда возмещение производится гарантированно:

  • Водитель совершил наезд на пешехода, что привело к причинению ущерба здоровью человека или его гибели.
  • Пострадал человек (или люди) в автомобиле, чей водитель не является виновником ДТП.
  • Нанесены повреждения другому транспортному средству (одному или нескольким).
  • В результате аварии повреждено имущество пострадавшего или пострадавших.

В случае наступления страхового события при ДТП по «автогражданке», страховая компания будет выплачивать пострадавшим возмещение в соответствии со следующими лимитами:

  • При повреждении имущества, принадлежащего пострадавшей стороне, страховщик может выплатить до 400 тысяч рублей.
  • При нанесении вреда здоровью верхняя планка составляет 500 тысяч рублей.

Для подачи заявления на получение страхового возмещения, пострадавший может обратиться в одну из двух страховых компаний — либо свою, либо виновника дорожно-транспортного происшествия. Для повышения вышеупомянутых лимитов можно воспользоваться полисом ДСАГО (добровольное страхование автогражданской ответственности), позволяющим застраховать гражданскую ответственность на сумму до 1 миллиона рублей.

В каких случаях полис ОСАГО не действует?

Следует учитывать, что в некоторых случаях страховщик имеет законное право не производить возмещение по полису ОСАГО. Наиболее популярные причины отказа в выплате таковы:

  • Ущерб имуществу и/или здоровью третьих лиц был нанесен транспортным средством, у которого отсутствует либо просрочен страховой полис ОСАГО.
  • Виновник дорожно-транспортного происшествия нанёс третьей стороне только моральный вред. Кроме того, по «автогражданке» не возмещается упущенная выгода.
  • Имуществу и/или здоровью людей был нанесен вред, когда машина, застрахованная по ОСАГО, использовалась в качестве учебной, была задействована в гонках, тестовых испытаниях и т.п., если это не предусмотрено договором.
  • Ущерб имуществу и/или здоровью третьих лиц нанёс груз, транспортируемый автомобилем, если это не предусмотрено договором.
  • Имущество и/или здоровье людей пострадало в результате исполнения работником его профессиональных обязанностей, если данный тип вид вреда не должен возмещаться по закону.
  • Когда работодатель требует возмещения убытков, причинённых ему в результате нанесения вреда здоровью его работника.
  • Имуществу и/или здоровью третьих лиц был нанесен вред прицепным устройством, транспортируемым грузом, внешним оборудованием машины и т.д.
  • Вред имуществу и/или здоровью третьих лиц был нанесен при выполнении погрузочно-разгрузочных работ.
  • Если ущерб нанесён антикварным и ювелирным изделиям, наличным деньгам, ценным бумагам, объектам, представляющим культурно-историческую или религиозную ценность, а также произведениям искусства и другим объектам интеллектуальной собственности.
  • В том случае, если сумма ущерба превышает лимит, установленный договором ОСАГО и выплачиваемый страховой компанией, возникшую разницу виновник аварии обязан покрыть из собственных средств.
  • Страховое возмещение не выплачивается при выявлении представителями страховщика умысла в действиях виновника ДТП, а также в случае установления факта нахождения последнего под воздействием алкоголя или наркотических веществ.
  • Имущество и/или люди пострадали вследствие деяний, совершенных лицом под воздействием непреодолимых сил.

Если ваша ситуация подпадает под один из вышеприведенных пунктов, то рассчитывать на выплату от страховой компании бессмысленно. В данном случае не поможет даже суд, поскольку все эти нормы прописаны в законе.

Застраховать своё транспортное средство от всех возможных рисков можно при помощи КАСКО. Однако при этом следует помнить о том, что верхняя планка страхового возмещения по КАСКО не может быть выше актуальной рыночной цены ТС.

Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше

Когда не действует ОСАГО

Страхование гражданской ответственности автомобилистов уже прочно вошло в нашу жизнь. Виновники ДТП дышат теперь «легко и свободно», переложив все заботы по выплате страхового возмещения на плечи страховых компаний. Несмотря на это, в ряде случаев страховая компания либо вообще не обязана выплачивать деньги потерпевшим, либо, выплатив их, имеет право взыскать их владельца автомобиля.

  1. Причинение вреда при использовании иного транспортного средства, чем то, которое указано в договоре обязательного страхования. В этом случае потерпевший вправе требовать возмещение причиненного ущерба непосредственно с причинителя вреда.
  2. Причинение морального вреда или возникновение обязанности по возмещению упущенной выгоды. Это связано с тем, что Федеральный закон направлен на возмещение потерпевшим так называемого реального ущерба, то есть такого ущерба, который поддается оценке. Размер морального вреда — величина субъективная и не подлежит оценке используемыми на сегодняшний день методами. То же самое относится и к возмещению упущенной выгоды. Ее размер определяется потерпевшей стороной, а окончательная оценка остается на усмотрение суда.
  3. Причинение вреда при использовании транспортных средств в ходе соревнований, испытаний или учебной езды в специально отведенных для этого местах. Риск причинения вреда в указанных случаях очень высок и относится к так называемым профессиональным рискам, страхование в этом случае экономически нецелесообразно.
  4. Загрязнение окружающей среды.
  5. Причинение вреда воздействием перевозимого груза (если риск такой ответственности подлежит обязательному страхованию в соответствии с законом о соответствующем виде обязательного страхования перевозимого груза). Такое исключение призвано не допустить двойной страховой выплаты по одному страховому событию.
  6. Причинение вреда жизни или здоровью работников при исполнении ими трудовых обязанностей, если этот вред подлежит возмещению в соответствии с законом о соответствующем виде обязательного страхования или обязательного социального страхования.Это также связано с желанием законодателя исключить возможность двойной страховой выплаты, так как работник кроме всего прочего является участником обязательного социального страхования.
  7. Обязанность по возмещению работодателю убытков, вызванных причинением вреда работнику. Это исключение объясняется тем, что работодатель не является непосредственным потерпевшим при использовании транспорта, его убытки вторичны, производны. Кроме того, здесь нет таких признаков гражданской ответственности, как причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевшего.
  8. Причинение водителем вреда управляемому им транспортному средству и прицепу к нему, перевозимому ими грузу, установленному на них оборудованию и иному имуществу. Если транспортное средство, груз, перевозимый на нем, или установленное на нем оборудование принадлежат не водителю, а другому лицу, значит, оно доверило ему эту перевозку на основании трудового или гражданско — правового договора, в рамках которого и должны учитываться соответствующие риски и определяться ответственность за убытки.
  9. Причинение вреда при погрузке груза на транспортное средство или его разгрузке. Причины, по которым этот риск исключен, аналогичны тем, что указаны в предыдущем пункте.
  10. Повреждение или уничтожение антикварных и других уникальных предметов, зданий и сооружений, имеющих историко-культурное значение, изделий из драгоценных металлов и драгоценных и полудрагоценных камней, наличных денег, ценных бумаг, предметов религиозного характера, а также произведений науки, литературы и искусства, других объектов интеллектуальной собственности. Основной причиной появления данного ограничения служит их высокая по сравнению с объектами обычного гражданского оборота стоимость. К тому же во многих случаях повреждения особо дорогого имущества реальные потери потерпевших, естественно, даже близко не могли бы быть компенсированы в пределах установленных в законодательстве лимитов ответственности страховщика по обязательному страхованию гражданской ответственности — 160 тыс. рублей при повреждении или уничтожении имущества двух и более лиц и 120 тыс. рублей, когда причинен ущерб имуществу одного потерпевшего. Третья причина — сложность определения стоимости такого имущества.
  11. Обязанность владельца транспортного средства возместить вред в части, превышающей размер ответственности, предусмотренный правилами главы 59 ГК РФ (в случае, если более высокий размер ответственности установлен федеральным законом или договором).Иными словами, страховщик не обязан компенсировать потерпевшему сумму превышающую лимит ответственности (160 и 120 тысяч рублей соответственно). Последний вправе обратиться с иском к причинителю вреда (владельцу транспортного средства) о возмещении разницы между лимитом ответственности и действительным размером ущерба.
Читать еще:  ПДД разворот на перекрестке со светофором


Право страховщика на регресс

Говоря о случаях, когда ОСАГО не применяется, нельзя не упомянуть и о тех случаях, когда страховая компания, выполнив свою обязанность по выплате страхового возмещения, получает право потребовать эти деньги с причинителя вреда, то есть виновника ДТП (право регрессного требования). В соответствии со ст. 14 Федерального закона право регрессного требования возникает у страховщика в следующих случаях если:

  • Вследствие умысла указанного лица был причинен вред жизни или здоровью потерпевшего.Это случаи, когда причинитель вреда по каким-то причинам целенаправленно стремился к совершению ДТП (попытка самоубийства, месть и т.д.).
  • Вред был причинен лицом при управлении транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного).
  • Лицо не имело права на управление транспортным средством, при использовании которого им был причинен вред. Например, имея права категории «В», водитель причинил вред, управляя транспортным средством подпадающим под категорию «С».
  • Лицо скрылось с места ДТП.
  • Лицо не включено в договор обязательного страхования в качестве лица, допущенного к управлению транспортным средством (при заключении договора обязательного страхования с условием использования транспортного средства только указанными в договоре обязательного страхования водителями). Другими словами виновник ДТП «не вписан в страховку», если полисом предусмотрено ограниченное число лиц, допущенных к управлению транспортным средством.
  • Страховой случай наступил при использовании лицом транспортного средства в период, не предусмотренный договором обязательного страхования (при заключении договора обязательного страхования с условием использования транспортного средства в период, предусмотренный договором обязательного страхования). Приобретая полис ОСАГО необходимо иметь в виду, что факт его приобретения не всегда означает начало его действия, которое всегда указывается отдельной строкой в полисе. На практике встречаются курьезные случаи, когда старый полис уже прекратил свое действие, а новый еще не начал.

Подводя итог всему вышесказанному, напрашивается вывод о том, что не стоит воспринимать ОСАГО как абсолютную защиту от финансовых претензий потерпевших от ДТП. Необходимо тщательно следить за состоянием страховых документов и тем, кому вы доверяете управление своим автомобилем.

Перечень страховых и нестраховых случаев по ОСАГО

Полис ОСАГО должен страховать его владельцев от существенных трат перед другим автомобилистом вследствие происшествий на дорогах, поэтому его оформление обязательно. Все страховые случаи прописаны в ФЗ № 40, и каждая компания обязана его соблюдать.

Однако хитрые страховщики стараются избежать выплат и толкуют каждую ситуацию по-своему. Изучите страховые случаи по ОСАГО, чтобы понимать, когда положена выплата, а когда нет.

Как определить страховой случай

Чтобы понять, обязана ли компания выплачивать компенсацию, нужно знать признаки страховых случаев. Что бы вам ни говорили в СК, всегда перепроверяйте данную ими информацию, так как чаще всего страховщик не заинтересован в выплате. Происшествие относится к страховому случаю, когда:

  1. Был нанесен ущерб автомобилем, застрахованным по договору.
  2. В ДТП присутствуют как виновник, так и пострадавший. Это обязательное условие. В отношении к виновнику будет применена гражданская ответственность, а пострадавший получит компенсацию от страховой компании виновника.

В качестве примера можно привести ситуацию, когда водитель быстро ехал, но впереди оказался светофор. Он не успел затормозить и врезался во впереди стоящий автомобиль. Страховая компания виновника обязана выплатить пострадавшему компенсацию. Еще один пример: водитель крупной грузовой машины проезжал мимо легкового авто и по неаккуратности его зацепил, нанеся ущерб. Его страховая компания заплатит стоимость ремонта владельцу легкового автомобиля.

При ДТП ОСАГО страхует исключительно ответственность перед другим водителем. Виновник же обязан восстановить собственное авто за личные средства.

Нестраховые случаи по ОСАГО

Законодательством установлены правила, когда СК не обязана выплачивать компенсацию, то есть нестраховые случаи. Вот их перечень:

  1. В полисе водителя не указана машина, на которой он нанес повреждения, тогда водитель-виновник оплачивает компенсацию со своего кармана.
  2. Страховщик не выплачивает моральную компенсацию. Подобные вопросы решаются путем подачи иска в суд, там могут присудить подобную выплату, но в ограниченных случаях.
  3. Компания не обязана оплачивать упущенную выгоду, но опять же, данный вопрос можно решить в суде.
  4. Ущерб нанесен во время испытания, учебной езды или спортивных соревнований.
  5. Автомобилист наносит вред окружающей среде.
  6. Вред нанесен автомобилю или грузу самим водителем умышленно.
  7. Авто было повреждено вследствие загрузки или разгрузки.
  8. СК не выплачивает компенсацию за ущерб материальным ценностям.
  9. ДПТ произошло за пределами РФ.
  10. Не хватает документов либо они поданы с нарушением сроков.
  11. СК обанкротилась.
  12. Медицинское обследование показало, что во время аварии водитель был пьян.

Это еще не все. Существуют ситуации, в которых СК также не обязана ничего выплачивать:

  • стихийные бедствия, несчастные случаи;
  • повреждения, полученные вследствие ядерной атаки;
  • если начинаются любого вида войны: гражданская, мировая и прочие;
  • ущерб получен вследствие народных волнений: митинги, восстания и др.

Выплаты в перечисленных ситуациях не будет, вне зависимости от места происшествия, факторов и так далее.

Что если авария произошла на парковке?

Разобраться в данном вопросе поможет законодательство, а точнее статья 1 закона № 40-ФЗ «Об ОСАГО» . Там указано, что страховым случаем может считаться нанесение ущерба автомобилю или жизни потерпевших вследствие использования машины. Теперь нужно обратить внимание на два последних слова. Под использованием авто подразумевается его эксплуатация на дорогах и территориях, которые к ним прилегают. Парковка относится к таковым согласно пункту 1.2 статьи 1 ПДД . Это означает, что даже если ДТП случилось на стоянке или парковке, его следует считать страховым случаем.

Если автомобиль поврежден на парковке, например, падением сосульки с крыши, то это не страховой случай.

Порядок действий при ДТП

Чтобы гарантировано получить компенсацию от СК после аварии, нужно действовать по следующему алгоритму:

  1. Внимательно осмотреть место аварии и определить, имеются ли пострадавшие. Если да, вызвать скорую.
  2. Вызвать ГИБДД и связаться со страховым учреждением.
  3. Ничего не трогать, оставить как есть. Желательно зафиксировать место происшествия на камеру. Если же транспортному потоку машина мешает, после съемки нужно отогнать авто на обочину.
  4. Найти свидетелей и взять их контакты.
  5. У виновника аварии следует посмотреть страховку, его документы, взять номер телефона.
  6. Прибудут сотрудники ГИБДД или аварийный комиссар и проведут необходимые действия. Изучите протокол перед тем как его подписывать, убедитесь, что все записано верно.
  7. На протяжении 5 дней после инцидента следует обратиться в страховую компанию со справкой, подтверждающей факт аварии, а также с перечнем других документов, который можно уточнить в СК.
  8. В назначенное время будет проведена экспертиза для оценки повреждений. После этого компания предоставит направление на ремонт.
Читать еще:  Выкуп конфискованных авто у банков

Вот, что лучше делать потерпевшему и виновнику аварии, если произойдет ДТП.

Теперь вы знаете, что является страховым случаем, а что нет. Помните, страховщик будет стараться уклониться от возмещения ущерба, поэтому нужно подробно изучить все статьи ФЗ «Об ОСАГО», касающиеся выплат, либо заручиться поддержкой автоюриста.

В каких случаях страховая может заставить виновника ДТП оплачивать его?

Мы уже касались случаев, когда виновник ДТП может быть призван к ответу, получив обязательство оплатить часть или полный объем ущерба, причиненного им в ДТП. В частности, мы рассматривали случаи, когда сумма выплат по ОСАГО может не совпадать с реальной компенсацией потерпевшим, а также когда автомобилем управляет водитель, не вписанный в полис ОСАГО. И последнее относится как раз к той категории нарушений, которые интересуют нас сегодня: это случаи, когда страховая компания вправе получить от виновника ДТП полную компенсацию выплат, осуществленных ей по договору ОСАГО. Ведь на самом деле, таких условий немало, и все они гарантируют, что закон окажется на стороне страховщика. Давайте рассмотрим их все.

П раво страховщика требовать компенсации выплаченного им ущерба регламентируется Федеральным законом № 40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», а конкретно – соответствующей статьей 14, которая фиксирует «право регрессного требования страховщика к лицу, причинившему вред». Теперь давайте рассмотрим эту статью по пунктам и выясним все случаи, когда виновника ДТП могут заставить компенсировать затраты страховой компании.

Подпункт «а» пункта 1 статьи 14 указывает, что «к страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения, если вследствие умысла указанного лица был причинен вред жизни или здоровью потерпевшего». Иными словами, если при изучении обстоятельств ДТП будет установлено, что виновник ДТП с пострадавшими или погибшими действовал умышленно, страховая вправе через суд в полном объеме взыскать с него все компенсационные выплаты, которые она осуществила.

Подпункт «б» устанавливает право страховщика на регрессное требование к виновнику ДТП, если «вред был причинен указанным лицом при управлении транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного)». То есть, пьяные виновники ДТП будут платить за все сами – во-первых, страховая истребует с них все выплаченные потерпевшим деньги, а во-вторых, потерпевшие вправе потребовать от них дополнительной компенсации ущерба, который не был покрыт максимальной страховой выплатой.

К сожалению, на данный момент у пьяных водителей еще есть лазейка: к пьяным не причисляют тех, кто отказался от освидетельствования или специально употребил алкоголь после совершения ДТП. Однако с 29 октября 2019 года вступят в силу поправки, которые устранят эту недоработку: в подпункт «б» будут включены случаи, когда «указанное лицо не выполнило требование уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения или оно не выполнило требование Правил дорожного движения Российской Федерации о запрещении водителю употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен».

Подпункт «в» гласит, что страховщик может требовать компенсации от виновника ДТП, если он «не имел права на управление транспортным средством, при использовании которого им был причинен вред». Формулировка довольно широкая: в нее входят как водители, лишенные прав, так и те, кто, к примеру, управлял автомобилем категории, не открытой в действующих правах.

В подпункте «г» указана возможность регрессного требования к виновнику аварии, если он скрылся с места дорожно-транспортного происшествия. Разумеется, для этого потребуется установить личность виновника, чем и пользуются некоторые малодушные личности, стремящиеся избежать заслуженного наказания. Тем не менее, если виновник ДТП будет найден, на него ляжет полная финансовая ответственность за содеянное.

Об этом варианте мы упоминали в отдельном материале: подпункт «д» устанавливает право страховщика на компенсацию его расходов, если автомобиль виновника был застрахован, но сам виновник не был вписан в действующий страховой полис. Разумеется, речь идет только так называемых «закрытых» или «ограниченных» полисах ОСАГО – если он был заключен в отношении неограниченного круга лиц, страховая компания обязана компенсировать ущерб самостоятельно.

Статья 11 закона об ОСАГО устанавливает обязанности водителей при ДТП: в частности, виновник обязан в течение 5 рабочих дней уведомить свою страховую компанию об аварии и не приступать к ремонту или утилизации пострадавшего автомобиля в течение 15 дней после нее, поскольку страховщик в этот период вправе потребовать проведения его осмотра или технической экспертизы. Подпункт «з» статьи 14 устанавливает возможность регрессного иска от страховой в виновному лицу, если «до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня дорожно-транспортного происшествия указанное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции приступило к ремонту или утилизации транспортного средства, при использовании которого им был причинен вред, и (или) не представило по требованию страховщика данное транспортное средство для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы». Проще говоря, если виновник ДТП начнет ремонт или утилизацию машины, на которой он попал в аварию, до истечения срока в 15 рабочих дней, страховая может потребовать от него компенсации своих выплат потерпевшим.

Еще один подпункт под буквой «к» устанавливает ответственность виновника ДТП, даже если он был вписан в действующий полис ОСАГО, но при покупке этого полиса онлайн были указаны недостоверные данные, чтобы уменьшить его цену. Как известно на итоговую стоимость полиса влияют разные коэффициенты – территориальный, возрастной и так далее, и если какой-то из них оказался неверным, что сделало полис дешевле, то такая небольшая «экономия» может обернуться куда боле серьезными затратами при ДТП.

Помимо рассмотренных выше случаев пункт 1 статьи 14 содержит еще два подпункта, которые не актуальны для владельцев легковых автомобилей. Так, подпункт «и» устанавливает возможность регрессного требования страховой к виновнику ДТП, если им стал водитель легкового такси, автобуса, грузового автомобиля, оборудованного для пассажироперевозок, или автомобиля для перевозок опасных грузов, если на указанное транспортное средство нет действующей диагностической карты. Владельцы указанных выше машин обязаны проходить техосмотр дважды в год, а актуальная диагностическая карта – обязательное условие для осуществления страховых выплат.

Второй подпункт, который мы упомянем здесь, еще не вступил в силу: абзац под буквой «л» станет актуален с 29 октября 2019 года. Он указывает, что страховая имеет право на регрессное требование к лицу, ставшему виновником ДТП, если «вред был причинен указанным лицом при использовании транспортного средства с прицепом при условии, что в договоре обязательного страхования отсутствует информация о возможности управления транспортным средством с прицепом, за исключением принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям». Обратить внимание стоит на самый конец формулировки: прицепы к легковым автомобилям не входят в число поводов для судебного разбирательства – здесь речь идет о грузовых машинах и прицепах к ним, которые должны фигурировать в полисе ОСАГО.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector