Срок действия аналоговых тахографов с шайбой

Замена аналогового тахографа на цифровой

Зимой 2015 года в законодательстве Российской Федерации появились новые изменения, касающиеся грузовых и пассажирских перевозок. Со 2 декабря 2015 в силу вступил Приказ Министерства транспорта Российской Федерации №348. Он обязывает всех владельцев транспортных средств категорий N2, N3, M2, M3 заменить тахографы, соответствующие евростандарту, на приборы, оборудованные системой криптозащиты информации – СКЗИ. У многих эта поправка вызывает множество вопросов. Водители и владельцы транспортных компаний хотят знать, законны ли аналоговые тахографы с шайбой, каков срок их действия и до какого времени можно с ними ездить без риска получить штраф. На эти вопросы постараемся подробно ответить в нашей статье.

Надо ли менять аналоговый тахограф с шайбой на цифровой и почему

До вступления приказа в силу, приборы с шайбой были законно установлены на автомобили и автобусы, произведенные в странах европы ранее 2006 года. Попытки по их замене начались в 2014 году, так как аналоговые приборы обладают большим количеством недостатков:

  • нет возможности проверить, в законные ли сроки было установлено устройство;
  • такие тахографы очень часто барахлят и быстро выходят из строя;
  • очень легко обмануть систему и внести ложные сведения в аппарат, так как шайба заполняется водителем вручную, он может написать любую дату и время;
  • для изменения данных о скорости и расстоянии достаточно установить на счетчик магнит или отключить питание устройства.

Такие устройства ненадежны, они не обеспечивают в полной мере безопасность дорожного движения и контроль за водителем. Но в нашей стране не нашлось много желающих переоснастить транспортное средство цифровым оборудованием. Поэтому в России последовали примеру Европы. Там запрет на аналоговые тахографы существует на государственном уровне уже около 10 лет.

На данный момент существует лишь несколько случаев, в которых можно ездить с данным прибором:

  • транспортное средство используется для транспортировки грузов и пассажиров за границей;
  • аналоговое устройство в автомобиле установил завод-изготовитель;
  • если это автобус, в котором более двадцати сидячих мест;
  • для грузовиков, грузоподъемностью более пятнадцати тонн;
  • контролирующее оборудование было установлено ранее 8.11.13
  • владелец прибора с шайбой приобрел лицензию международного перевозчика.

Полный список документов, необходимых для оформления карты

В любой другой ситуации на вопрос, в законе ли аналоговый тахограф В России, ответ существует только один: нет, его использование противоречит законодательству РФ. Теперь все перевозчики обязаны эксплуатировать устройства с блоком СКЗИ для грузопассажирских транспортировок по России. Если руководитель транспортной компании решит обмануть закон и приобретет лицензию на международные перевозки, при этом занимаясь внутрироссийскими, его ждет штраф. При первой же проверке путевого листа выяснится, в каких пунктах находилось ТС. Ответственное лицо будет вынуждено заменить прибор на цифровой, а также может получить штраф.

Срок действия тахографов с шайбой

Официальный срок замены бортового контролирующего оборудования в Российской Федерации – до 1 июля 2016 г. К этому времени все приборы, в которых информация хранилась в на шайбе, необходимо демонтировать, а вместо них установить новые – цифровые. Они обеспечивают надежную защиту информации от взлома и предотвращают возможность подделать данные о передвижении, режиме труда и отдыха водителя. Доступ к информации в цифровых тахографах осуществляется с помощью специальных ключей – электронных карт с индивидуальным PIN-кодом. Это перекрывает доступ к данным для третьих лиц.

Так как официально использование данных моделей после 1.07.16 незаконно, их эксплуатация приравнивается к отсутствию контролирующего устройства. Водитель может быть оштрафован на сумму от 1 до 3 тыс. рублей, а должностное лицо – 5-10 тыс.

Во сколько обойдется замена

Средняя цена современного бортового прибора СКЗИ – 35 тыс. руб. Также стоит помнить, что вся информация, хранящаяся в блоке СКЗИ находится в юрисдикции ФСБ. Поэтому такое устройство требует покупки специальной лицензии, также его необходимо активировать. Стоимость активации в среднем составляет 15 тыс. руб.

Как установить цифровой тахограф

Способы установки для устройств разных видов несколько варьируются:

В формате радиомагнитолы

Нужно лишь произвести замену оборудования и откалибровать.

В виде спидометра

Помимо основных работ необходимо будет также установить спидометр с шиной CAN. Это нужно для предотвращения расхождений в показаниях приборов.

Устройства 1319 или EGK 10

Для них также нужно заменить существующий спидометр на устройство с CAN-шиной.

Как начать пользоваться цифровым тахографом

Правильная установка и эксплуатация контролирующего прибора включает в себя следующие этапы:

Цены на карты для тахографов можно узнать здесь!

Заполнить бланк активации

В него вносят данные о транспортном средстве, организации и водителе. Очень важно верно указать всю информацию, иначе понадобится покупка дополнительного блока СКЗИ. При помощи активации связывают следующие элементы:

  • транспортное средство;
  • тахограф;
  • блок СКЗИ;
  • данные о владельце.

Зарегистрироваться

Все данные передаются в Росавтотранс, там же владелец получает сертификат.

Установить оборудование

Важно доверить этот этап лицензионным мастерским. Они, как правило, и являются производителями тахографов. Не стоит обращаться в сомнительные организации, предлагающие сильно заниженные цены на установку. Прибор, установленный не по нормативам правильно работать не будет.

Оформить заказ на карту для тахографа

Пройти обучение

Обычно при замене аналогового тахографа на цифрового у водителей не возникает проблем. У этих устройств довольно простой интерфейс, к тому же к нему прилагается подробная инструкция. Для тех, кому самостоятельно сложно разобраться с управлением есть два варианта:

  • обучение через интернет: просмотр наглядных материалов, видеоинструкций и уроков;
  • обучение в компании: живая презентация для сотрудников, объяснение принципов работы устройства, ответы на интересующие вопросы.

Напоследок нужно отметить, что замена – это необходимое и обязательное мероприятие. Оно призвано оградить вас от проблем с законом и повысить безопасность всех участников дорожного движения.

Нужно ли менять аналоговый тахограф на цифровой

Современные цифровые средства контроля водителей начали устанавливать на автомобили России лишь пару лет назад. До этого применялись электрические устройства – те самые с шайбой. В связи с принятием Приказа No36 многие стали задаваться вопросом о замене аналогового тахографа на цифровой. О целесообразности этого решения мы поговорим в этой статье.

Однозначного ответа на этот вопрос не было до недавнего времени, что довольно странно, учитывая, что оборудование автомобилей устройствами контроля регулируется законодательно. В различных регионах страны эта проблема рассматривалась по-разному, откуда и различие в отношении сотрудников ГИБДД.

Приказ о замене тахографов можно свести к двум тезисам:

с 1 июля 2016 года аналоговые тахографы с шайбой подлежат замене; их наличие не является доказательством соблюдения закона и приравнивается к отсутствию устройства контроля;

это касается всех устройств, на которые устанавливается контроллер, независимо от страны происхождения.

Какие тахографы устанавливать?

Для использования на дорогах России разрешено устанавливать два типа цифровых контрольных устройств.

Первый из них – аппараты, разрешенные для использования на территории Европейского союза и имеющие Международный сертификат соответствия. Они устанавливаются на большинство грузовых и пассажирских автомобилей, производящихся в ЕС.

Второй тип – устройства с предустановленным СКЗИ (средством криптографической защиты информации). Он используется только для внутренних перевозок на территории РФ и запрещен для использования за ее пределами, в том числе и в странах СНГ.

Различие между этими двумя типами заключается в стоимости: устройства с криптозащитой значительно дороже как при покупке, так и в дальнейшем обслуживании.

Можно ли использовать аналоговые тахографы?

Есть несколько условий, при одновременном соблюдении которых можно продолжать пользоваться аналоговым устройством:

автомобиль является автобусом с количеством сидячих мест более двадцати или грузовым транспортным средством со снаряженной массой не менее пятнадцати тонн;

ТС используется для международных перевозок;

тахограф установлен заводом изготовителем;

устройство контроля было установлено до 08.11.13.

При несовпадении хотя бы одного условия с реальным положением вещей, то придется произвести переоборудование.

До какого года действительны аналоговые тахографы?

Все установленные устройства контроля, соответствующие требованиям ЕСТР разрешено использовать вплоть до 01.06.16 (при условии их исправности и корректном функционировании). После этого необходимо либо произвести замену на цифровую модель, либо получить лицензию на международные перевозки.

Если ТС было выпущено до 16.06.10, то его можно использовать до 01.06.16 без получения лицензии. Если же автомобиль был зарегистрирован в надзорных органах РФ после указанной даты, то на него разрешено устанавливать только цифровые тахографы.

Таким образом, все ранее установленные аналоговые устройства контроля можно было беспрепятственно использовать на территории России до 1 июля 2016 года. После этой даты необходимо получить международную лицензию. В настоящее время такая процедура претерпела изменения в сторону значительного упрощения.

Юридический аспект

Существует некоторые нюансы при ДТП и дальнейшем судебном разбирательстве суд не учитывает показания аналоговых тахографов. При его использовании водитель может обосновать свою невиновность, предоставив данные о соблюдении режима труда и отдыха, а также отсутствия нарушения скоростного режима на данном участке трассы и не совершал действий, которые могли привести к аварийной ситуации. Показания устройства контроля с шайбой можно подделать, что делает их ничтожными с юридической точки зрения и не позволяет использовать в качестве доказательства.

Читать еще:  Как оформить замену двигателя в ГИБДД?

К тому же использование цифрового тахографа позволяет доказать невиновность водителя: в нем будут отражены показания о начале торможения и скорости транспортного средства в этот момент, которые будет невозможно оспорить.

Еще один существенный плюс в пользу использования современного устройства контроля – возможность точного указания маршрута водителя. При необходимости вмешательства спасательных бригад МЧС или оперативных служб скорой медицинской помощи можно будет указать точные координаты происшествия и обеспечить своевременную помощь пострадавшим. Это важно для восстановления событий, и для оперативности прибытия служб спасения.

Так как срок действия тахографов с шайбой истек, то на данный момент действует некоторая система санкций. Его использование приравнивается к отсутствию устройства контроля, что, в свою очередь, наказывается штрафом в размере от 1 до 3 тысяч рублей для водителя и от 5 до 10 тысяч — для должностных.

Стоимость замены

Стоимость замены устройства контроля на новую модель зависит от сервисного центра, в который обращается водитель или транспортная компания и от текущей модели оборудования. К слову, менять аналоговый тахограф на цифровой нужно уже сейчас, когда цены на него еще приемлемы, так как в будущем прогнозируется повышение стоимости как самого аппарата, так и работ по его монтажу и калибровке специалистами.

Для устройств в формате радиомагнитолы (1DIN) потребуется только заменить сам аппарат и откалибровать его.

Для устройств в виде спидометра потребуются дополнительные работы по монтажу нового спидометра с шиной CAN, чтобы предотвратить расхождение показателей тахографа и спидометра.

Для устройств 1319 или EGK 100, также придется заменить спидометр на модель с CAN-шиной либо использовать старое устройство в качестве спидометра.

Подводя итог, отметим, что крайний срок замены аналогового тахографа на цифровой был определен как 1 июля 2016 года. По его истечению отсутствие цифрового устройства контроля приравнивается к отсутствию контроля за водителем в целом и облагается штрафом.

Приложение N 3. Правила использования тахографов, установленных на транспортные средства

Правила
использования тахографов, установленных на транспортные средства
(утв. приказом Минтранса РФ от 13 февраля 2013 г. N 36)

С изменениями и дополнениями от:

20 февраля 2017 г., 15 октября 2019 г.

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 15 декабря 2019 г. — Приказ Минтранса России от 15 октября 2019 г. N 339

1. Использование тахографов осуществляется:

1) водителями — в целях регистрации и учета времени управления транспортным средством и отдыха, режимов труда и отдыха;

2) владельцами транспортных средств — в целях контроля работы тахографов;

3) контролерами — в целях контроля за соблюдением водителями норм времени управления транспортным средством и отдыха, режимов движения, труда и отдыха.

Информация об изменениях:

Приказом Минтранса России от 20 февраля 2017 г. N 55 в пункт 2 внесены изменения

2. На транспортном средстве устанавливается, активизируется и используется один тахограф, соответствующий Требованиям к тахографам, устанавливаемым на транспортное средство (приложение N 1 к настоящему Приказу), сведения о котором включены Федеральным бюджетным учреждением «Агентство автомобильного транспорта» (далее — ФБУ «Росавтотранс») в перечне сведений о моделях тахографов.

На транспортном средстве запрещается одновременное использование тахографа, соответствующего Требованиям к тахографам, устанавливаемым на транспортное средство (приложение N 1 к приказу) с техническим средством контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха, соответствующим требованиям Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР*(1), Женева, 1 июля 1970 г.), и (или) техническим средством контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха, которым транспортные средства ранее оснащались в соответствии с требованиями Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. N 720*(2).

3. В тахографе активизируется и используется один блок СКЗИ тахографа, соответствующий Требованиям к тахографам, устанавливаемым на транспортное средство (приложение N 1 к настоящему Приказу), сведения о котором включены ФБУ «Росавтотранс» в перечне сведений о моделях блоках СКЗИ тахографа.

4. В тахографе используются карты водителя, мастерской, предприятия, контролеров соответствующие Требованиям к тахографам, устанавливаемым на транспортное средство (приложение N 1 к настоящему Приказу), сведения о которых включены ФБУ «Росавтотранс» в перечне сведений о моделях карт.

5. Водителю передается одна карта водителя.

6. При использовании тахографов ФБУ «Росавтотранс» осуществляется:

1) учет в соответствующих перечнях сведений:

о разработанных моделях тахографов, блока СКЗИ тахографа, карт;

о каждом экземпляре тахографа, блока СКЗИ тахографа, карты, переданном, активизированном, утилизированном организациями-изготовителями тахографов, блоков СКЗИ тахографа, карты, а также мастерскими;

о мастерских, осуществляющих деятельность по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту тахографов;

2) организация приема, учета и регистрации заявлений о выдаче, замене, обновлении карт, передаче карт (за исключением карт контролеров);

3) организация информационного обмена при выпуске, передаче и активизации блоков СКЗИ тахографа, выпуске и передаче карт.

7. Учет сведений в соответствующих перечнях о тахографах, блоках СКЗИ тахографа, картах и мастерских ФБУ «Росавтотранс» осуществляет на основании заявления организации-изготовителя и мастерской, раздельно по:

1) моделям тахографа;

2) моделям блока СКЗИ тахографа;

3) моделям карты тахографа;

8. Для учета сведений в соответствующих перечнях о тахографах, блоках СКЗИ тахографа, картах и мастерских указываются следующие данные:

1) наименование и адрес организации-изготовителя и мастерской;

2) фамилия, имя, отчество руководителя или уполномоченного им лица;

3) сведения о тахографе, блоке СКЗИ тахографа, картах и мастерских, подлежащих учету в соответствующем перечне, в том числе:

технические характеристики тахографа, блока СКЗИ тахографа, карт;

проведенные испытания, экспертизы и иные процедуры, подтверждающие соответствие тахографа, блока СКЗИ тахографа, карт Требованиям к тахографам, устанавливаемым на транспортное средство (приложение N 1 к настоящему Приказу);

4) документы (их копии), подтверждающие указанные сведения.

9. Водители транспортных средств обязаны:

1) перед началом движения транспортного средства (в начале смены, рабочего дня) вставить карту водителя в левый слот тахографа и ввести PIN-код карты (при экипаже второй водитель вставляет карту водителя в правый слот тахографа и вводит PIN-код своей карты после идентификации карты первого водителя);

Информация об изменениях:

Подпункт 2 изменен с 15 декабря 2019 г. — Приказ Минтранса России от 15 октября 2019 г. N 339

2) осуществить по запросу тахографа ручной ввод данных о своей деятельности с указанием названия места, в котором начинается ежедневный период времени управления транспортным средством, или проигнорировать данный запрос тахографа (при игнорировании указанного запроса тахографа вид деятельности водителя (второго водителя — в случае экипажа) и место, в котором начинается период работы, определяются и регистрируются автоматически);

Информация об изменениях:

Подпункт 3 изменен с 15 декабря 2019 г. — Приказ Минтранса России от 15 октября 2019 г. N 339

3) изъять карту водителя из слота тахографа при завершении периода времени управления транспортным средством после запроса тахографа о завершении соответствующего периода времени управления транспортным средством и о подтверждении или вводе названия места, в котором завершился период времени управления транспортным средством;

4) по требованию представителей контрольных органов предоставлять доступ к тахографу и карте водителя, а также осуществлять по их требованию вывод на печать информации в виде соответствующих распечаток;

5) осуществлять вывод на печать информации;

6) не использовать загрязненную либо поврежденную карту водителя;

7) не извлекать карту во время движения транспортного средства;

8) не использовать карту водителя по истечении срока ее действия;

9) обеспечить эксплуатацию тахографа в соответствии с настоящими Правилами использования тахографов, установленных на транспортных средствах, и руководством по эксплуатации организации-изготовителя тахографа.

10. Водителям запрещается:

1) осуществление перевозки с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим установленным требованиям тахографом в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации;

2) использование тахографа, срок эксплуатации которого закончился;

3) использование тахографа с блоком СКЗИ тахографа, у которого закончился срок эксплуатации;

4) использование тахографа, не включенного в перечень моделей тахографов;

5) блокирование, корректировка, модификация или фальсификация регистрируемой тахографом информации;

6) уничтожение данных, хранящихся в тахографе и на карте водителя, а также распечаток тахографа;

Информация об изменениях:

Приказом Минтранса России от 20 февраля 2017 г. N 55 пункт 10 дополнен подпунктом 7

7) использование тахографа, не имеющего нанесенного в соответствии с описанием типа средства измерения для данного тахографа знака утверждения типа средства измерения и знака поверки и (или) оформленного свидетельства о поверке, и (или) записи в паспорте (формуляре) тахографа, заверенной подписью поверителя и знаком поверки, с не истекшим сроком действия.

11. В случае повреждения карты водителя, неправильного ее функционирования, а также в случае ее потери или кражи водитель должен обратиться в течение семи календарных дней к организации, выдающей карты, с заявлением о выдаче новой карты.

12. В распечатку тахографа водитель может вносить сведения, заверенные подписью.

Информация об изменениях:

Пункт 13 изменен с 15 декабря 2019 г. — Приказ Минтранса России от 15 октября 2019 г. N 339

13. Владельцы транспортных средств:

1) осуществляют работы по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту устанавливаемых на транспортные средства тахографов в мастерских, сведения о которых учтены ФБУ «Росавтотранс» в перечне мастерских;

2) обеспечивают эксплуатацию тахографа в соответствии с требованиями руководства по эксплуатации тахографа, утвержденного организацией-изготовителем тахографа;

3) обеспечивают своевременное техническое обслуживание тахографа и проверку его функционирования;

4) обеспечивают водителя необходимыми расходными материалами (бумага для принтера);

5) выгружают данные с карты водителя каждые 28 дней;

Информация об изменениях:

Подпункт 6 изменен с 15 декабря 2019 г. — Приказ Минтранса России от 15 октября 2019 г. N 339

Читать еще:  Куда жаловаться на неправомерные действия сотрудников ГИБДД?

6) хранят данные, выгруженные с карты водителя, в базах данных владельца транспортного средства, в течение одного года и обеспечивают их доступность для проверки;

7) при выводе тахографа из эксплуатации обеспечивают хранение снятого блока СКЗИ тахографа в течение года;

8) направляют неисправный или функционирующий со сбоями тахограф на ремонт в мастерскую, сведения о которой учтены ФБУ «Росавтотранс» в перечне мастерских;

9) направляют в ФБУ «Росавтотранс» данные об утилизированных тахографах и блоках СКЗИ тахографов;

Информация об изменениях:

Подпункт 10 изменен с 15 декабря 2019 г. — Приказ Минтранса России от 15 октября 2019 г. N 339

10) обеспечивают перед утилизацией тахографа запись в базу данных владельца транспортного средства, сохраненной в тахографе информации и ее хранение в течение одного года;

11) обеспечивают наличие в транспортном средстве руководства по эксплуатации тахографа;

Информация об изменениях:

Приложение дополнено подпунктом 12 с 15 декабря 2019 г. — Приказ Минтранса России от 15 октября 2019 г. N 339

12) обеспечивают проведение поверок тахографов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

*(1) Бюллетень международных договоров, 2009, N 3.

*(2) Собрание законодательства Российский Федерации, 2009, N 38, ст. 4475; 2010, N 38, ст. 4828; 2011, N 42, ст. 5922; 2012, N 53 (ч. II), ст. 7931.

Тахографы с 1 ноября 2019

Изменения в законодательстве в отношении правил использования тахографов.

С января по декабрь прошлого, 2018 года было зафиксировано 10,9 тыс. аварий с участием водителей грузового автотранспорта (на 0,1% больше, чем в 2017-м), в этих авариях погибли 1,7 тыс. (это на 0,1% меньше показателей прошлого года), были ранены 13,7 тыс. (на 0,9% меньше) человек.

Как одну из основных причин такого количества ДТП с участием грузовиков надзорные органы выделяют нарушение режимов труда и отдыха водителей. Ненормированный рабочий день, по словам представителей ГИБДД и Ространснадзора является основным нарушением, выявляемым при проведении проверок автотранспортных предприятий.

Резонансные ДТП, происходящие с печальной регулярностью с участием грузовых автомобилей и автобусов, вносят свою лепту в формирование понимания масштабов проблемы нарушения режимов труда и отдыха водителей. Многие перевозчики не знают, в соответствии с каким нормативно-правовым актом рассчитывается время работы водителя. Учитывая, что сумма штрафа до 01 ноября 2019 года за нарушения РТО была в размере от 1000 рублей до 3000 рублей для граждан, а для предприятий вообще административное наказание предусмотрено не было, данным вопросом перевозчик не озадачивался. Как правило, на таких предприятиях уровень контроля над рабочим временем водителей низок. Документация (графики работы, путевые листы и т.д.) регламентирующая РТО не ведется или заполняется после проверки или произошедшего ДТП.

Такой подход к обеспечению безопасности дорожного движения со стороны перевозчиков в корне не соответствует требованиям Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Законодатель, понимая безрезультативность низкого размера штрафов и отсутствие конкретики в Перечнях моделей устройств контроля режимов труда и отдыха водителей (тахографов), подготовил и внес изменения в ряд законодательных актов регламентирующих данное направление обеспечения безопасности дорожного движения.

  1. Размер штрафов за эксплуатацию и выпуск на линию без тахографа, без карты водителя в тахографе, с неисправным тахографом, с тахографом не соответствующим предъявляемым требованиям:

— Для водителей от 3 000 до 5 000 руб. (вместо 1 000 – 3 000 руб.).

— Для должностных лиц от 7000 до 10 000 руб. (вместо 5 000 – 10 000 руб.).

— Для индивидуальных предпринимателей от 15 000 до 25 000 руб. (сейчас не предусмотрен).

— Для юридических лиц от 20 000 до 50 000 руб. (сейчас не предусмотрен).

  1. Штрафы за нарушение режимов труда и отдыха водителей:

— Для водителя от 1 500 до 2 000 руб. (вместо 1000 – 3000 руб.).

— Для должностных лиц от 7000 до 10 000 руб. (сейчас не предусмотрен).

— Для индивидуальных предпринимателей от 15 000 до 25 000 руб. (сейчас не предусмотрен).

— Для юридических лиц от 20 000 до 50 000 руб. (сейчас не предусмотрен).

Изменения в редакции этого закона вступающей в силу с 01 ноября 2019 года конкретизируют требования к устанавливаемым тахографам. На территории РФ могут эксплуатироваться только тахографы внесенные в перечни Минтранса РФ. С данными перечнями можно ознакомиться по ссылкам:

Перечень тахографов ЕСТР:

Стоит отметить, что в Перечне тахографов ЕСТР отсутствуют аналоговые (шайбовые) тахографы. Как это трактовать, каждый решает сам. Кто-то утверждает, что их нужно и можно использовать, кто-то напротив говорит, что тахографы работающие по принципу записи РТО на диаграммный диск, запрещены (выведены из эксплуатации). При этом в интернете есть информация, что достаточно сделать калибровку и метрологическую поверку данного тахографа и он может эксплуатироваться дальше. Эксплуатация аналоговых тахографов помимо прочего накладывает определенные обязанности на водителя. Основная проблема – соблюдение инструкции начала и конца рабочей смены, наличие в автомобиле использованных диаграмных дисков за период не менее 28 дней назад. Стоит понимать, что систематизировать и отладить мероприятия по учету РТО с аналоговым тахографом, намного сложнее, чем с цифровым. Как итог постоянные штрафы, а с 01 ноября – не малые штрафы.

Наша позиция по данному вопросу такова: Норма закона носит четкий регулятивный характер. Разрешено то, что есть в Перечне. Мы за продолжительное время работы не установили ни одного аналогового

тахографа. Даже когда многие «мастера» ставили аналоговые тахографы «задним числом».

Мы, как мастерская обязаны содействовать повышению безопасности дорожного движения. Установка и поддержание ликвидности аналоговых тахографов ни как не способствует данному тезису.

Калибруя аналоговый тахограф владелец автомобиля, ориентируется принципами ложной экономии и уже на этапе начала проведения работ заявляет, что ему нужна только наклейка на проем двери и сертификат калибровки. Наша задача донести до каждого водителя, собственника автомобиля, руководителя транспортного предприятия информацию о том, что покупка наклейки и сертификата не избавит их от обязанности соблюдать РТО.

Дополнительно хотим отметить, что эксплуатировать транспортные средства оснащенные тахографами ЕСТР на территории РФ могут только иностранные компании и отечественные компании, имеющие лицензию на осуществление международных автомобильных перевозок. Эта лазейка в законе позволяет отложить замену аналогового или цифрового тахографа ЕСТР на тахограф с СКЗИ на более поздний срок. Мы сейчас не имеем в виду те организации, которые реально выезжают за пределы РФ. Речь о тех, кто вообще не покидает территорию РФ и не планирует это делать. Такие перевозчики «покупают» карточку МАП и думают, что инспектора Ространснадзора и ГИБДД не имеют права требовать от них наличия тахографа с СКЗИ. Сколько времени потребуется законодателям, чтобы прикрыть эту «дыру в законе» точно неизвестно, но стоит понимать, что решение этого вопроса не за горами. При этом те, кто сейчас вместо вложения денежных средств в повышение безопасности дорожного движения фактически покупают бумагу, должны понимать, что до окончания действия данного разрешения (МАП) они могут не доездить по причинам от них независящим. Эти перевозчики повторят ошибку тех, которые в 2012-2013 годах активно оснащались аналоговыми тахографами, которые сейчас остается только выбросить.

Систематизация и автоматизация, ужесточение контроля за РТО, грядущий ввод общероссийской системы тахографического контроля не оставит шансов аналоговым устройствам остаться на транспортных средствах.

С октября месяца в нашу организацию поступает масса звонков, что отменили СКЗИ, можно ездить с российскими тахографами без СКЗИ, можно ставить тахограф с шайбами… Подумайте, прежде чем доверять не проверенным источникам информации!

АльфаВладТелематика

Профессиональный мониторинг транспорта и персонала

Аналоговые тахографы вне закона!

Напомним, тахограф позволяет контролировать режим труда и отдыха водителей, что минимизирует риск ДТП из-за усталости или сна за рулем. Его установка является обязательным условием для регистрации грузового и пассажирского транспорта в России.

28 декабря 2015 года официально вступил в силу приказ Министерства транспорта Российской Федерации № 348 «О внесении изменений в Порядок оснащения транспортных средств тахографами, утвержденный приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21 августа 2013 г. № 273».

В Приказе изменены правила переоснащения тахографами транспорта, осуществляющего коммерческие грузопассажирские автоперевозки по дорогам России. На транспортные средства категорий N2, N3, М2, М3, оснащенные аналоговыми приборами, должны быть установлены цифровые тахографы с блоком СКЗИ, которые соответствуют приказу Минтранса России № 36 до 1 июля 2016 года. Аналоговые тахографы не регистрируют информации на карточках для тахографа, которые изготовлены в виде специальной пластиковой карты с электронным носителем информации. Получается, что тахографы с шайбами , установленные или находящиеся в эксплуатации для перевозок внтури РФ действительны по 1 июля 2016 года (вместо 1 января 2018 года)
Устанавливать тахографы ЕСТР для перевозок грузов внутри страны ЗАПРЕЩЕНО. Использовать тахографы ЕСТР могут только организации имеющие свидетельства и карточки ТС для выезда в страны Европейского союза (международные перевозчики).

Напомним, что тахографами оснащаются следующие категории и виды транспортных средств, выпускаемые в обращение и находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации:

  • транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 тонн (категория М2);
  • транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 тонн (категория М3);
  • транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу свыше 3,5 тонн, но не более 12 тонн (категория N2);
  • транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу более 12 тонн (категория N3);
Читать еще:  Как восстановить КБК ОСАГО?

Запрет на использование аналоговых контрольных устройств обусловлен тем, что они не способны обеспечить оптимальную регистрацию информации. Аналоговые тахографы использовались с 1975 года и не записывали историю перемещений автомобиля, подробных изменений скоростного режима и соблюдения режимов отдыха. В случае аварии, тахошайба (диск для записи режимов работы и отдыха водителей в течение смены) легко повреждалась. В результате все данные оказывались утеряны. Аналоговый тахограф также не передавал данные о местоположении транспортного средства, что могло играть критическую роль в случае серьезного ДТП.

Поэтому авторы законопроекта полагают, что в результате использования цифровых тахографов удастся уменьшить число аварий на трассах.
Это станет возможным благодаря «пошаговой» детализации маршрута водителя, когда в случае возникновения ДТП максимально точные координаты местонахождения пострадавших будут переданы на пульт скорой помощи, службы спасения и ГИБДД.

Сегодня на грузовиках можно встретить 4 вида контрольных устройств: аналоговые (шайбовые) тахографы; тахографы, отвечающие требованиям ЕСТР или требованиям 720 постановления Правительства РФ, а также тахографы, соответствующие требованию Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов. После 1 июля 2016 года законным будет использование аналоговых тахографов, отвечающих требованиям Европейского соглашения, только при наличии у заказчика допуска на осуществление международных перевозок. То есть на транспортных средствах, используемых на внутрироссийских перевозках допускается использование только цифровых тахографов.

Обращаясь к опыту Европейского союза, следует отметить, что в ЕС, уже начиная с 2006 года, установка аналоговых тахографов была повсеместно запрещена. С этого момента заводы выпускали исключительно автомобили, оборудованные цифровыми приборами технического контроля, которые соответствуют требованиям Европейского соглашения о работе экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР).
А старые аналоговые тахографы, снятые с грузовиков контейнерами повалили в Россию на вторичный рынок, где успешно ставились под видом новых.

Несмотря на то, что вопрос замены устаревших моделей тахографов и ужесточения законодательства находится на повестке дня, начиная с 2013 года, эта ситуация на рынке не устраивает ряд мастерских, которые продолжают устанавливать старые или бывшие в употреблении, а значит более дешевые тахографы.

В сети интернет бытует мнение, что никакого запрета на эксплуатацию транспортных средств оснащённых аналоговыми тахографами с 1 июля 2016 года НЕ БУДЕТ.
Это мотивируется тем, что запрет в явном виде огласило только ФБУ Росавтотранса в своем письме от 10.02.2016 №08-02/363. Там прямо сказано, что с этой даты будет запрещена эксплуатация тахографов без специальных пластиковых карт с электронным носителем (за исключением лишь тахографов ЕСТР).

Сам же Минтранс РФ явных указаний на запрет не выпускал, а лишь приказом от 02.12.2015г. №348 изменил сроки прекращения оснащения транспортных средств аналоговыми тахографами, изменив Порядок оснащения транспортных средств тахографами (Приказ Министерства транспорта РФ от 21 августа 2013 г. N 273 «Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами»).
Однако данный приказ однозначно трактует замену аналоговых тахографов на цифровые с блоком СКЗИ или ЕСТР не как право, а обязанность перевозчика.
Законодательная инициатива Минтранса вовсе не утверждает, что можно устанавливать аналоговые тахографы до 1 июля 2016 года, а прямо понуждает владельцев заменить их на соответствующие требованиям приказа Минтранса России N 36, а именно включённые ФБУ «Росавтотранс» в перечень моделей допущенных тахографов.

Следовательно, любое транспортное средство, осуществляющее перевозки согласно приказу № 273 должно быть переоборудовано на новый тахограф и строго в указанный срок. Если же перевозчик этого не сделал, с 01.07.16 его транспортное средство будет считаться НЕ ОБОРУДОВАННЫМ тахографом, за что будет нести административную ответственность.

А перевозчики, которые доверяют, тем мастерским, что установили ненужные в Европе девайсы с шайбами, предлагают не смотреть на закон и уверяют, что «и так сойдёт», будут нести дополнительные расходы и повторно устанавливать уже другие тахографы, соответствующие законодательству или выплатить штрафы.

Только с начала 2016 года (на июнь, момент написания статьи) сотрудниками Госавтоинспекции было составлено почти 400 тысяч протоколов о нарушении КоАП за управление транспортным средством без тахографа, а также за использование не работающего или не соответствующего нормам законодательства устройства контроля режима труда и отдыха.

Напомним все актуальные сроки оснащения транспортных средств тахографами:

  • автобусы категорий М2 и M3, используемых для перевозки пассажиров, -до 1 июля 2014 г.;
  • транспортные средства категорий N2, N3, используемых для перевозки опасных грузов, — до 1 апреля 2014 г.;
  • транспортные средства категории N3 с полной массой свыше 15 тонн (за исключением транспортных средств, используемых для перевозки опасных грузов), предназначенных для междугородных перевозок, — до 1 июля 2014 г.;
  • транспортные средства категории N3 (за исключением транспортных средств с полной массой свыше 15 тонн, предназначенных для междугородных перевозок), используемых для перевозки грузов, не относящихся к опасным, — до 1 сентября 2014 г;
  • транспортные средства категории N2, используемых для перевозки грузов,не относящихся к опасным, — до 1 апреля 2015 г.;
  • транспортных средств категорий N2, N3, М2 и M3, оснащенных организациями — изготовителями транспортных средств до 1 апреля 2014 г. техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха, соответствующими требованиям Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР , Женева, 1 июля 1970 г.), за исключением технических средств контроля за соблюдением водителями режимов движения , труда и отдыха ,не обеспечивающих регистрацию информации на картах тахографа, изготовленных в виде пластиковой карты с электронным носителем информации соответствующих требованиям к тахографу , устанавливаемым на транспортные средства ( приложение №1 к приказу Минтранса № 36) , или требованиям ЕСТР( далее –аналоговые контрольные устройства)- до 1 января 2018 года
  • транспортных средств категорий N2, N3, М2 и M3, оснащенных мастерскими до вступления в силу настоящего Порядка техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха, отвечающими требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. № 720, за исключением аналоговых контрольных устройств – до 1 января 2018 года
  • транспортных средств, оснащенных аналоговыми контрольными устройствами, — до 1 июля 2016г.

Фактически Минтранс уже дал понять всем контролирующим и регулирующим органам, что с 01.07.2016 года, при оснащении транспортных средств необходимо использовать только тахографы с блоком СКЗИ (для внутрироссийских перевозок) или тахографы ЕСТР (в случае международных перевозок).

Одновременно с этим фактически запрещается эксплуатация автомобилей, на которых установлены несертифицированные приборы тахографии (EGK-100, 1319, 1314 и т.п.).

Поскольку тахограф является компонентом транспортного средства и следовательно находится в сфере влияния Технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств Таможенного союза» контролирующими органами с середины 2016 года будет проводитбся проверка соответсвия установленных приборов учёта режима труда и отдыха водителя действующим нормам законодательства.
Следовательно сотрудники Министерства внутренних дел, в частности ГИБДД, территориальных подразделений транспортных инспекций, будут использовать данное положения для наказания перевозчиков неуспевших оснастить транспортные средства в установленном порядке. А юридические лазейки в Законе планируется закрывать. Подготовка соответствующего федерального закона на более точное регулирование рынка тахографии уже ведется.

Ранее, все транспортные средства, подлежащие оснащению тахографами, и оборудованные аналоговыми тахографами, были обязаны провести переоснащение на цифровые тахографы до 1 января 2018 года.

Согласно вступившему в силу Приказу Минтранса, срок замены аналоговых тахографов на цифровые перенесен на 1 июля 2016 года для всех категорий ТС, подлежащих оснащению. Это означает, что до 1 июля 2016 года аналоговые тахографы, установленные на транспортные средства, осуществляющие перевозки на территории РФ, должны быть заменены на цифровые тахографы с блоком СКЗИ, соответствующие Приказу Министерства транспорта РФ №36 от 13.02.2013.

Как будут обстоять дела с проверками на дорогах нам предсказать сложно. Ясно одно, предъявляя для проверки аналоговый тахограф перевозчики будут под пристальным контролем.

Должностных лиц могут наказать в размере 5-10 тысяч рублей, но большинство отечественных экспертов придерживаются мнения, что это всего лишь начало и в дальнейшем несоблюдение правил обеспечения безопасности перевозок будет караться более существенно. Для сравнения, размер штрафов за аналогичные нарушения на территории ЕС составляет сумму в 5-10 тыс. евро.

Согласно статьи 11.23 п.1 КоАП РФ, управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, обеспечивающего непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства (далее — тахограф), в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, а также с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим установленным требованиям тахографом, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, а равно с нарушением установленных правил использования тахографа (в том числе блокирование, корректировка, модификация или фальсификация регистрируемой им информации) — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Согласно п.2 той же статьи, нарушение лицом, управляющим транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров, установленного режима труда и отдыха влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.

Стоит помнить, что есть определенные правила по длительности перевозок.
За один день нельзя ехать более 10 часов. Каждые 5 часов нужно делать перерыв на 45 минут. Есть также правила по количеству часов в неделю.
Эти нормы не окончательные, они могут изменяться в меньшую сторону.

Post navigation

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector