Содержание
- Нужно ли ОСАГО для прицепа
- Нужно ли страховать по ОСАГО или вносить отметку «используется с прицепом» в полис автомобиля
- Как вписать прицеп в ОСАГО
- Как рассчитать стоимость страховки с прицепом
- Нужен ли на него технический осмотр и диагностическая карта
- Что обязательно оформлять для любого прицепа
- Какие документы необходимо иметь при себе на дороге при наличии прицепа
- Ответственность за отсутствие в полисе отметки
- Заключение
- Надо ли вписывать прицеп в страховку легкового автомобиля и какой коэффициент будет при использовании прицепа (КПр)
- Насколько ОСАГО дороже при управлении ТС с прицепом
- Надо ли вписывать в страховку ОСАГО прицеп
- Могут ли признать виновным в ДТП или расторгнуть договор если выяснится, что машина ездит с легковым прицепом
- Нужна ли страховка ОСАГО на прицеп или пометка «с прицепом»?
- Нужно ли страховать по ОСАГО прицеп?
- Нужно ли вносить отметку «используется с прицепом» в полис автомобиля?
- Нужен ли на прицеп техосмотр и диагностическая карта?
- А что нужно оформить на прицеп обязательно?
- ОСАГО для машин с прицепом
- Нужно ли ОСАГО на прицеп?
- Повышающий коэффициент ОСАГО на прицеп
- Как вписать прицеп в ОСАГО: тонкости и нюансы
- Подведём итоги
- Регрессное требование по ОСАГО при отказе от медосвидетельствования с 29 октября 2019 года
- ОСАГО для ТС, не предназначенных для движения по дорогам общего пользования
- Документы о ДТП для страховой компании
- Регрессное требование при отказе от медосвидетельствования
- Регрессное требование при отсутствии ОСАГО на прицеп
- Документы для покупки ОСАГО
Нужно ли вписывать в страховку прицеп
Нужно ли ОСАГО для прицепа
Прицеп представляет собой транспортное средство, которое не оснащено двигателем, так как предназначено для движения совместно с механическим транспортным средством. В большинстве случаев законодательство РФ требует включения прицепа в список объектов обязательного страхования.
Нужно ли страховать по ОСАГО или вносить отметку «используется с прицепом» в полис автомобиля
Правила страхования регулируются ст. 4 ФЗ № 40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Важно отметить тот факт, что в настоящее время отдельной страховки для прицепов не существует. Новый вид ОСАГО для автомобилей содержит отметку о том, используется транспортное средство с тягачом или нет.
Легковой автомобиль
Согласно п. «д» ч. 3 ст. 4 вышеуказанного ФЗ отдельное включение прицепа в полис для владельцев (физических лиц) легковых автомобилей не требуется, но только при соблюдении условий:
- масса прицепа не превышает 750 кг (категория «01»);
- общая масса автомобиля и прицепа не превышает 3500 кг.
При соблюдении указанных условий вносить тягач в страховку на легковой автомобиль нет необходимости, так же как нет необходимости при аналогичных условиях проводить на него технический осмотр.
Никто не запрещает оформить добровольную страховку КАСКО или ОСАГО в данной ситуации, ведь это позволит минимизировать некоторые риски.
При добровольном включении прицепа в полис ОСАГО пострадавший в ДТП с автомобилем, обладающим застрахованным прицепом, получит возмещение ущерба.
При оформлении КАСКО владельцу будет возмещен ущерб за хищение тягача или его элементов, за порчу, разрушение воздействием погодных и стихийных условий и т.д.
Грузовой автомобиль
Для грузовых автомобилей также не нужно оформлять отдельную страховку, но закон обязывает вписать факт осуществления перевозок с использованием прицепа или тягача в ОСАГО на само транспортное средство (п. 44 ППВС РФ № 58 «О применении судами законодательства об ОСАГО»).
При внесении отметки «используется с прицепом» стоимость страховки увеличивается в зависимости от коэффициента:
- для грузовых автомобилей до 16 тонн – 1,4;
- более 16 тонн – 1,25.
Конкретная модель прицепа в страховой полис не вписывается. Страхуется сама возможность осуществления перевозок с его использованием.
Имеются ли отличия для юридических лиц
Независимо от того, является автомобиль легковым или грузовым, если он принадлежит организации, наличие отметки об использовании прицепа, как и в случае с грузовыми автомобилями физических лиц, обязательно. Приобретать отдельный полис не нужно.
Какие виды прицепов требуют обязательного вписывания
Обязательная отметка в полисе на транспортное средство на использование прицепа должна быть:
- у всех видов автомобилей, принадлежащих юридическим лицам;
- для грузовых автомобилей;
- в том случае, если масса легкового автомобиля вместе с прицепом превышает 3,5 тонн.
Как вписать прицеп в ОСАГО
Для лиц, которые в обязательном порядке должны застраховать тягач, а также при добровольном страховании владельцев легковушек, необходима специальная отметка в полисе.
При оформлении ОСАГО на транспортное средство страховой агент должен в графе «особые отметки» вписать «используется с прицепом». При этом указаний на конкретную модель и технические характеристики быть не должно.
В обязательном порядке для того, чтобы прицеп был вписан, владелец транспорта должен предъявить акт технического осмотра автомобиля (имеются в виду грузовые автомобилей физических лиц, т.к. владельцы легковушек с прицепом менее 3,5 тонн освобождены от этой процедуры).
Таким образом, акт отдельного техосмотра прицепа предъявляют:
- юридические лица (для любых ТС);
- физические лица, если масса тягача более 3,5 тонн.
Как рассчитать стоимость страховки с прицепом
Для того, чтобы рассчитать стоимость такой страховки, необходимо применить формулу:
СТОИМОСТЬ = БАЗОВАЯ СТАВКА х ПОВЫШАЮЩИЙ КОЭФФИЦИЕНТ
Для расчета применяются следующие ставки:
- легковой автомобиль юридического лица – 1,16;
- грузовой автомобиль до 16 т. – 1,4;
- грузовой автомобиль более этой массы – 1,25;
- прицепы к трактору, строительно-дорожному транспорту – 1,24;
- иные прицепы для обязательного страхования – 1.
Кроме вышеперечисленных ставок необходимо учитывать и повышающий региональный коэффициент.
Самостоятельный расчет производится таким образом:
- Берется минимальная базовая ставка для легкового автомобиля организации (с января 2019 года она составляет 2 058 рублей).
- Коэффициент для тягача на такой автомобиль составит 1,16.
- Коэффициент, например, Санкт-Петербурга составляет 1,8.
Таким образом: 2 058 х 1,16 х 1,8 = 4 297 рублей (с округлением).
К этой сумме необходимо умножить и иные коэффициенты (бонус-малус, КВС, мощность двигателя и т.д.).
Нужен ли на него технический осмотр и диагностическая карта
Для юридических лиц наличие технического осмотра прицепа является обязательным во всех нижеперечисленных случаях:
- прицепы возрастом 3-7 лет проходят осмотр раз в 2 года;
- более 7 лет – раз в 1 год;
- прицепы для перевозок опасных грузов – раз в 6 месяцев;
- новый прицеп подлежит осмотру по истечению 3 лет.
Если речь идет о физических лицах, то обязанность проведения техосмотра появляется в случае наличия тягача, суммарная масса транспорта с которым превышает 3,5 тонн.
Сроки проведения аналогичны тем, что представлены для транспортных средств организаций.
Что обязательно оформлять для любого прицепа
Прицеп подлежит обязательной регистрации в ГИБДД вне зависимости от того, кто является владельцем автомобиля. У собственника есть 5 суток с момента приобретения тягача на то, чтобы оформить СТС.
Владелец должен предоставить в ГИБДД следующие сведения:
- заявление о постановке прицепа на учет;
- личный паспорт;
- ПТС на прицеп;
- копию чека или договор купли-продажи прицепа (если он является б/у);
- квитанцию об оплате госпошлины (500 рублей).
Для того, чтобы зарегистрировать номер, необходимо оплатить госпошлину в размере 1 500 рублей.
Если совершать регистрацию через портал Госуслуги, размер госпошлины будет на 30% меньше.
Какие документы необходимо иметь при себе на дороге при наличии прицепа
Кроме перечня документов, обязательных для осуществления поездки (п. 2 ПДД), владельцы тягача обязаны иметь:
- ПТС и СТС на него (для всех ТС);
- ОСАГО с отметкой об использовании прицепа (для юридических лиц и владельцев грузовиков);
- руководство по эксплуатации прицепом (для всех ТС);
- документы для осуществления перевозки опасных грузов (сопроводительные документы на груз, лицензия перевозчика, сертификат безопасности и аварийная карта к опасному грузу);
- диагностическая карта (для грузовиков и автомобилей организации).
Ответственность за отсутствие в полисе отметки
Отсутствие отметки об использовании транспорта с прицепом в страховом полисе приравнивается к нарушению условий управления ТС, установленных ОСАГО. В таком случае водитель будет нести ответственность по ч. 1 ст. 12.37 КоАП РФ, что наказывается штрафом в размере 500 рублей.
Заключение
Отдельный страховой полис на прицеп к автомобилю более не оформляется. Вместо него законодательство установило специальную отметку о его наличии в ОСАГО к транспортному средству. При этом такую запись должны иметь только юридические лица и обладатели грузовиков. Физические лица, владеющие легковым автомобилем, вправе оформить страховку ОСАГО или КАСКО в добровольном порядке, чтобы избежать некоторые риски.
Надо ли вписывать прицеп в страховку легкового автомобиля и какой коэффициент будет при использовании прицепа (КПр)
Примечательно, что до 2007 года надо было оформлять страховку не только на ТС, но и на легковой прицеп, если автомобилист управлял легковым ТС в сцепке с ним. На сегодняшний момент этот вопрос решается несколько иначе. Дополнительная сумма за страхование берется на основании коэффициента на используемый прицеп, так называемый Кпр. Именно по этому коэффициенту рассчитывается, насколько «взлетит» стоимость ОСАГО в зависимости от того, будет использоваться ТС с прицепом или без него. Так же здесь важную роль играет и статус страхователя (физическое или юридическое лицо) и тип транспортного средства легковое или грузовое.
Теперь давайте попробуем разобраться с волнующим вопросом. Насколько ОСАГО дороже при использовании ТС с прицепом и надо ли прописывать возможность эксплуатации с прицепом в ОСАГО?
Насколько ОСАГО дороже при управлении ТС с прицепом
Чтобы узнать точно и наверняка, насколько и на основании чего поднимется стоимость страховки ОСАГО, необходимо обратиться к указанию Банка России от 19 сентября 2014 г. N 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Именно из этого документа можно почерпнуть основную информацию о повышении ставок при использовании прицепа. Смотрим таблицу коэффициентов страховых тарифов в зависимости от наличия в договоре обязательного страхования условия, предусматривающего возможность управления транспортным средством с прицепом к нему (далее — коэффициент КПр).
(в таблице два пункта 3 так как в этом месте идет разрыв документа и таблица находится на разных страницах – нумерация сохранена согласно оригинала)
Из этой таблицы однозначно видно, что рядовой автолюбитель при использовании прицепа с легковым автомобилем не должен ничего доплачивать за прицеп (см п. 4). Если за использование прицепа для физического лица на легковом автомобиле вас попросят доплатить за страховку, знайте это не правомочно! Но не стоит так радоваться, ведь для всю эту таблицу в целом можно отнести исключительно к грузовому ТС. А для легкового ТС действуют свои пункты «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002 N 40-ФЗ», а именно статьи4 и пункт 3, 7. Смотрим.
3. Обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на владельцев:
. д) принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям;.
7. Обязанность по страхованию гражданской ответственности владельцев прицепов к транспортным средствам, за исключением принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям, исполняется посредством заключения договора обязательного страхования, предусматривающего возможность управления транспортным средством с прицепом к нему, информация о чем вносится в страховой полис обязательного страхования.
Проще говоря, можно сделать вывод о том, что страховщики, то есть страховые компании, просто на просто не страхуют легковые прицепы, то есть ответственность по ним не входит в ОСАГО.
Надо ли вписывать в страховку ОСАГО прицеп
Как выясняется, частникам на их «дачных машинах» не надо доплачивать за использование прицепа. Однако здесь возникает другой вопрос, надо ли вписывать условие использования прицепа в полис ОСАГО. Мы нигде не нашли условие в обязательном порядке прописывать использование прицепа для легковых машин, но отметка о легковом прицепе не дает никаких преимуществ, на основании всего изложенного выше. Однако она никак и не обременяет страховые.
То есть если вы планируете использовать прицеп с вашим легковым авто, то при оформлении попросите сотрудника страховой компании вписать информацию о прицепе в полис. В графе «Особые отметки» должна появиться запись: «ТС используется с прицепом». При этом данные о прицепе вы не должны предоставлять, так как они не требуются согласно правил ОСАГО. Кроме того, возможно вы будете использовать разные прицепы, а данная запись с конкретными данными вас ограничит к использованию с тем прицепом, с которым вы захотите передвигаться.
Ну и если вы не планируете ездить с прицепом, то страховая может либо ничего не написать, либо написать «ТС используется без прицепа». Здесь уже трудно утверждать насколько можно или нельзя ездить с таким полисом с прицепом. Ведь по факту сталкиваются три обстоятельства. Первое, за прицеп доплачивать не надо и вы вполне имели право ездить с прицепом за те же деньги. Второе, в ОСАГО все-таки написано, что ТС используется без прицепа.
Третье, страховая компания все равно не страхует случае ответственности где будет нанесен материальный ущерб легковому прицепу, то есть ОСАГО не распространяется на компенсацию повреждений легковых прицепов.
Могут ли признать виновным в ДТП или расторгнуть договор если выяснится, что машина ездит с легковым прицепом
Если случиться ДТП, водитель не будет виновен, при этом в ДТП пострадает легковой прицеп, то по ОСАГО его ответственность в случае с таким прицепом не застрахована, а значит страховая просто «умывает руки», и никаких выплат за поврежденный прицеп не стоит ждать. То есть страховку ОСАГО никто не расторгнет, но и за прицеп никто не заплатит.
Здесь дело приобретает несколько другой оборот, ведь по сути то, что не покрывает ОСАГО, теперь может быть взыскано исходя лишь из ГК РФ. Итак, если был нанесен ущерб легковому прицепу, то страховая тут ни при чем, а все расходы связанные с ним будут решаться через суд, исходя из норм ГК РФ.
Нужна ли страховка ОСАГО на прицеп или пометка «с прицепом»?
ОСАГО на прицепы
Прицеп, согласно ПДД, является транспортным средством. Мы знаем, что на все, кроме определённых исключений, транспортные средства требуется страховка. Но нужна ли страховка ОСАГО на прицепы и полуприцепы или достаточно поставить пометку «используется с прицепом» в действующий полис ОСАГО?
Для того, чтобы выяснить это, нам необходимо обратиться к действующему на 2019 год законодательству. Если быть конкретнее, то обязанность страховать те или иные транспортные средства нам предписывает Федеральный закон об ОСАГО. Итак, мы купили прицеп на наш автомобиль, каковы наши следующие действия?
Нужно ли страховать по ОСАГО прицеп?
Прицеп, как мы выяснили — это транспортное средство, а вот нужен ли для него на 2019 год отдельный полис ОСАГО, мы можем выяснить, заглянув в ФЗ «Об ОСАГО», конкретно статью 4, пункт 3 которой устанавливает исключения, для каких транспортных средств страховка не нужна. Есть ли там прицепы? Есть, но с ограничением:
3. Обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на владельцев:
.
д) принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям;
Как видим, обязанность приобретать полис на прицеп не распространяется на собственников прицепов только для легковых машин. А вот для грузовых авто прицепы придётся страховать. Точнее, не совсем так — для грузовых требуется отметка об использовании с прицепом (об этом ниже). Следует учесть, что к прицепам в данном случаев относятся и полуприцепы и прицепы-роспуски. Таким образом, страховка ОСАГО для прицепов легковых автомобилей не нужна.
Если вдруг Вам будет недостаточно отсылки к Федеральному закону, то Верховный суд РФ в своём постановлении №2 от 29.01.2015 г. подтвердил и пояснил данную норму законодательства:
49. Обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на принадлежащие гражданам прицепы к легковым автомобилям (подпункт «д» пункта 3 статьи 4 Закона об ОСАГО).
Нужно ли вносить отметку «используется с прицепом» в полис автомобиля?
С пометкой о возможности управления автомобилем с прицепом также всё просто, и никаких автотонкостей тут нет. В указанном выше Федеральном законе прописана обязанность страхования прицепов только к грузовым автомобиля, и ни слова об отметках об использовании с прицепом легковых автомобилей не сказано.
При этом, пункт 7 статьи 4 ФЗ «Об ОСАГО» предусматривает порядок заключения договора обязательного страхования на прицепы к грузовым машинам:
7. Обязанность по страхованию гражданской ответственности владельцев прицепов к транспортным средствам, за исключением принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям, исполняется посредством заключения договора обязательного страхования, предусматривающего возможность управления транспортным средством с прицепом к нему, информация о чем вносится в страховой полис обязательного страхования.
И, если Вы когда-то что-то слышали об обязательном наличии отметки «используется с прицепом» в полисе страхования, то это относится к грузовым автомобилям. Вписывать прицеп в полис грузовых автомобилей нужно.
Почему ставится именно эта пометка, а не выдаётся отдельный полис к прицепу? Дело здесь в том, что среди грузовых автомобилей есть тягачи с прицепами (фуры в простонародье). И в этом случае один тягач может даже в рамках одного дня ездить с разными прицепами. Поэтому нелогично, если каждый прицеп должен иметь страховой полис. А пометка в полисе ОСАГО самой фуры даёт право ездить ей с любым прицепом.
Рассчитать стоимость полиса ОСАГО
Нужен ли на прицеп техосмотр и диагностическая карта?
Проходить техосмотр на прицеп отдельно также не нужно. Вообще, талон техосмотра давно ушёл в прошлое вместе с обязанностью предъявлять его сотрудникам ГИБДД при остановке. На сегодняшний день, 2019 год, факт прохождения техосмотра подтверждается выданной пунктом технического осмотра диагностической карты. Но проверять её наличие законодательство возложило на страховые компании, и диагностическая карта становится нужна только для приобретения полиса ОСАГО.
Таким образом, для прицепов ни проходить техосмотр, ни наличие диагностической карты не нужно.
А что нужно оформить на прицеп обязательно?
По той причине, что прицеп — это транспортно средство, его обязательно нужно регистрировать в ГИБДД и получить на него СТС (розовую пластиковую карточку), а также номера. И здесь уже без разницы, к легковому автомобилю это прицеп или к грузовому.
При этом, стоимость получения этих вещей для прицепов в виде госпошлин ниже, чем для автомобилей.
ОСАГО для машин с прицепом
Автомобильный прицеп – вещь неоднозначная. С одной стороны, он занимает прилично места на дороге, не является неотъемлемой частью машины и поэтому может рассматриваться как транспортное средство. С другой стороны, сам по себе прицеп не ездит – следовательно, всё-таки не попадает под категорию ТС по правилам ОСАГО. В 2014 году это противоречие наконец-то было устранено.
Нужно ли ОСАГО на прицеп?
Ответ – нет. Вне зависимости от типа прицепа (легковой, грузовой, специальный) отдельный полис на него покупать не нужно. Законодатель окончательно закрепил за прицепами статус «багажника на колёсах». Поскольку прицеп не оборудован двигателем и образует одну транспортную единицу с автомобилем, водителям достаточно только полиса на машину. Никакой сотрудник ДПС не вправе требовать второго страхового сертификата.
Однако это не означает, что доплачивать за прицеп не нужно. Вместо отдельной страховки законодатель ввёл повышающий коэффициент (КПр). Он применяется при расчёте стоимости обычного полиса ОСАГО, то есть страховка обходится немного дороже. Повышающий коэффициент не затрагивает граждан (физических лиц), которые ездят на легковых автомобилях с прицепами.
Повышающий коэффициент ОСАГО на прицеп
Взглянем на таблицу.
Вспомните формулу расчёта ОСАГО: базовая ставка умножается на повышающие коэффициенты. Чем выше каждый коэффициент, тем больше стоимость полиса. Дороже всего обходится ОСАГО для фур с прицепом, а вот фирмы с прицепами для легковых машин в своём автопарке почти не почувствуют удорожания.
Обратите внимание на эту деталь: в отношении частных владельцев легковушек с прицепом коэффициент КПр не действует. Если вы купили прицеп и ездите с ним на своей машине на дачу или по городу, платить за это не нужно. Стоимость вашего полиса будет такой же, как у автовладельца без «повозки».
На сцепку «машина-прицеп» можно оформить и ДСАГО (дополнительное страхование ответственности).
Как вписать прицеп в ОСАГО: тонкости и нюансы
При оформлении страховки проследите, чтобы сотрудник страховой вписал информацию о прицепе в полис. В графе «Особые отметки» должна появиться запись: «Используется с прицепом». Однако модель прицепа и его технические характеристики упоминать в полисе нельзя – это нарушение правил ОСАГО. Водитель имеет право сменить прицеп на другой или использовать разные, на страховку это не влияет.
Без диагностической карты с СТО заключить договор ОСАГО невозможно. Значит ли это, что отдельно нужно проводить техосмотр прицепа и показывать страховщику две карты? Нет, достаточно акта о результатах ТО автомобиля. Однако после ДТП с участием прицепа могут возникнуть проблемы: страховая сошлётся на то, что техническое состояние прицепа не установлено, и откажется платить. Лучше отдать его на ТО, получить карту и спать спокойно.
И ещё 2 важных момента:
- ДТП с участием автомобиля с прицепом можно оформлять по Европротоколу (без участия ГИБДД), если соблюдены другие обязательные условия. Раньше, когда прицеп классифицировался как отдельное ТС, это было исключено: ведь Европротокол допустимо заполнять только при столкновении двух транспортных средств. Теперь такой проблемы нет.
- Если вы едете в другую страну, покупать дополнительную страховку на прицеп нужно. Это связано с тем, что в большинстве стран отдельное страхование прицепов обязательно. Напомним, что за рубежом действует не ОСАГО, а «Зелёная карта».
По КАСКО прицеп тоже страхуется отдельно. Причём страховка обойдётся дороже, чем на автомобиль – прицеп легче угнать.
Подведём итоги
Итак, кратко о страховании ОСАГО автомобиля с прицепом:
- покупать отдельный полис на прицеп не надо;
- гражданам – владельцам легковых автомобилей не нужно доплачивать за использование прицепа при покупке ОСАГО;
- за использование прицепов к мотоциклам и мотороллерам доплачивать нужно всем, в том числе физическим лицам;
- для буксировки другого транспортного средства КПр не применяется, и для таких машин стоимость ОСАГО остаётся неизменной.
Если вы покупаете прицеп на грузовик – обязательно сообщите об этом в свою страховую компанию. Это ваша обязанность согласно правилам обязательного автострахования. Да, придётся доплатить. Но если не поставить страховщика в известность, в случае аварии с участием прицепа он откажется от выплаты в пользу пострадавшего. Может дойти до того, что страховая компания расторгнет договор ОСАГО в одностороннем порядке. Придётся покупать новый полис в другой компании или платить штрафы за езду без ОСАГО. Зачем вам это нужно?
Регрессное требование по ОСАГО при отказе от медосвидетельствования с 29 октября 2019 года
Добрый день, уважаемый читатель.
В этой статье речь пойдет об изменениях, которые вносятся в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» с 29 октября 2019 года.
ОСАГО для ТС, не предназначенных для движения по дорогам общего пользования
Перовое изменение внесено в подпункт б пункта 3 статьи 4:
3. Обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на владельцев:
б) транспортных средств, на которые по их техническим характеристикам не распространяются положения законодательства Российской Федерации о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации;
3. Обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на владельцев:
б) транспортных средств, которые не предназначены для движения по автомобильным дорогам общего пользования и (или) не подлежат государственной регистрации;
Во-первых, в данном пункте теперь вместо транспортных средств, которым не требуется допуск к участию в дорожном движении, упоминаются транспортные средства не подлежащие государственной регистрации. На самом деле оба указанных определения означают одно и то же, т.к. допуск к участию как раз и заключается в том, что автомобиль регистрируется в ГИБДД. Данный вопрос более подробно рассмотрен в статье «Нужна ли страховка на мопед?». Получается, что обновленный подпункт просто сформулирован проще для понимания.
Во-вторых, теперь ОСАГО не требуется на транспортные средства, не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования.
Документы о ДТП для страховой компании
Еще одно важное для водителей нововведение появилось в статье 11 закона «Об ОСАГО»:
5. Для решения вопроса об осуществлении страхового возмещения страховщик принимает документы о дорожно-транспортном происшествии, оформленные уполномоченными на то сотрудниками полиции, за исключением случая, предусмотренного статьей 11 1 настоящего Федерального закона.
5. Страховщик принимает решение об осуществлении страхового возмещения либо о мотивированном отказе в осуществлении страхового возмещения на основании представленных потерпевшим документов, подтверждающих факт наступления страхового случая и предусмотренных правилами обязательного страхования. Документы, подтверждающие факт наступления страхового случая, могут выдаваться полицией, аварийно-спасательными службами, выезжающими на место дорожно-транспортного происшествия, медицинскими организациями.
Суть изменений заключается в том, что до 29 октября 2019 года страховая компания принимает только документы, выданные сотрудниками полиции.
Начиная с 29 октября документы, подтверждающие факт ДТП, могут выдаваться:
- полицией (в том числе ГИБДД);
- аварийно-спасательными службами;
- медицинскими организациями.
Пока что не понятно, каким образом данный фактор можно будет использовать на практике. Однако страховые компании должны будут принимать в расчет документы, выданные спасателями и медицинскими работниками.
Регрессное требование при отказе от медосвидетельствования
Для начала напомню, что такое регрессное требование. Если виновник ДТП допустил серьезное нарушение, то его страховая компания сначала возместит ущерб пострадавшему, а затем взыщет эти деньги с виновника. То есть суть регресса состоит в том, что в итоге виновник ДТП должен самостоятельно возместить ущерб.
Существует всего несколько ситуаций, в которых применяется регресс. И список этих ситуаций подвергся изменениям (статья 14):
1. К страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения, если:
б) вред был причинен указанным лицом при управлении транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного);
1. К страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения, если:
б) вред был причинен указанным лицом при управлении транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного) либо указанное лицо не выполнило требование уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения или оно не выполнило требование Правил дорожного движения Российской Федерации о запрещении водителю употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен;
Начиная с 29 октября 2019 года регрессное требование по пункту б может быть предъявлено к водителю, который:
- находился в состоянии опьянения;
- отказался от медосвидетельствования на состояние опьянения;
- употребил алкогольный напиток или запрещенное вещество до проверки на состояние опьянения.
Данное нововведение вполне логично, т.к. ранее пьяный водитель мог избежать регрессного требования (оплаты ремонта из своего кошелька) просто отказавшись от медосвидетельствования. Естественно, это не спасло бы его от лишения прав за опьянение, однако платить за ремонт чужой машины ему не пришлось бы.
Регрессное требование при отсутствии ОСАГО на прицеп
1. К страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения, если:
л) вред был причинен указанным лицом при использовании транспортного средства с прицепом при условии, что в договоре обязательного страхования отсутствует информация о возможности управления транспортным средством с прицепом, за исключением принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям.
Также с 29 октября 2019 года вводится новая причина для регрессного требования. Речь идет о ситуации, когда виновником ДТП является водитель автомобиля с прицепом, причем на автомобиль ОСАГО оформлено, а на прицеп — нет. То есть в страховом полисе не стоит галочка, разрешающая использование прицепа.
Примечание. К личным автомобилям категории В данное требование не относится, т.к. для них использование прицепа возможно по обычному полису ОСАГО (без галочки об использовании прицепа).
Документы для покупки ОСАГО
Также изменения внесены и в перечень документов, которые требуются при покупке ОСАГО:
3. Для заключения договора обязательного страхования страхователь представляет страховщику следующие документы:
в) свидетельство о государственной регистрации юридического лица (если страхователем является юридическое лицо);
3. Для заключения договора обязательного страхования страхователь представляет страховщику следующие документы:
в) выписка из единого государственного реестра юридических лиц о государственной регистрации юридического лица (если владельцем транспортного средства является юридическое лицо);
Ранее юридическое лицо должно было предоставить в страховую свидетельство о государственной регистрации, теперь же вместо него потребуется выписка из ЕГРЮЛ.
г) документ о регистрации транспортного средства, выданный органом, осуществляющим регистрацию транспортного средства (паспорт транспортного средства, свидетельство о регистрации транспортного средства, технический паспорт или технический талон либо аналогичные документы);
г) регистрационный документ, выданный органом, осуществляющим государственную регистрацию транспортного средства (свидетельство о государственной регистрации транспортного средства или свидетельство о регистрации машины), либо паспорт транспортного средства или паспорт самоходной машины и других видов техники при заключении договора обязательного страхования до государственной регистрации транспортного средства;
До 29 октября 2019 года в страховой компании могли потребовать от водителя предоставить ПТС или свидетельство о регистрации. Поскольку ПТС с собой практически никто из водителей не носит, это могло послужить причиной для отказа в продаже полиса.
В обновленном законе об ОСАГО говорится о том, что в первую очередь водитель должен предоставить свидетельство о регистрации. И только если машина еще не зарегистрирована в ГИБДД может потребоваться ПТС.
ж) документ, подтверждающий право собственности на транспортное средство (в случае, если договор обязательного страхования заключается в отношении незарегистрированного транспортного средства), либо документ, подтверждающий право владения транспортным средством (в случае, если договор обязательного страхования заключается в отношении арендованного транспортного средства).
Также в перечне появился и новый документ — документ, подтверждающий право собственности на автомобиль. В качестве такого документа может выступать договор купли-продажи или договор дарения. Договор нужно предоставлять страховой компании в том случае, если машина только получена в собственность и еще не зарегистрирована в ГИБДД.