Содержание

Где в полисе ОСАГО указывают КБМ?

Коэффициент бонус-малус КБМ при покупке ОСАГО

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет о так называемом коэффициенте бонус-малус (сокращенно КБМ), который используется при расчете стоимости страхового полиса ОСАГО.

Коэффициент КБМ позволяет водителю получить скидку за безаварийное вождение. При этом каждый год безаварийного вождения увеличивает скидку водителя и уменьшает стоимость ОСАГО.

Из этой статьи Вы узнаете:

Таблица КБМ в 2019 и 2020 году

В 2020 году для расчета КБМ используется следующая таблица:

Для чего нужен КБМ?

Коэффициент бонус-малус необходим для того, чтобы правильно рассчитать стоимость страхового полиса ОСАГО. По умолчанию водитель, покупающий страховку ОСАГО впервые, получает КБМ равный 1.

В дальнейшем коэффициент рассчитывается по таблице, приведенной выше:

  • Если водитель в течение года не стал виновником дорожно-транспортных происшествий, то его коэффициент КБМ уменьшается на 0,05.
  • Если по вине водителя произошли одно или несколько ДТП, по которым страховая компания произвела выплаты другим участникам происшествия, то КБМ водителя увеличивается. Вместе с ним возрастает и стоимость ОСАГО на следующий год.

Итоговая стоимость ОСАГО зависит не только от КБМ и узнать ее Вы можете с помощью калькулятора ОСАГО.

Как рассчитать КБМ?

Узнать КБМ любого водителя можно с помощью таблицы, приведенной выше:

  1. Начните расчет со строки, содержащей КБМ 1 (выделена красным).
  2. Каждый безаварийный год спускайтесь на одну строку ниже.
  3. Каждый аварийный год переходите на строку, соответствующую количеству страховых возмещений.
  4. Если водитель не был вписан ни в один полис ОСАГО после 1 апреля 2017 года, то его КБМ становится равен 1.
  5. При использовании открытого полиса ОСАГО (с неограниченным числом водителей), КБМ меняется только для владельца автомобиля. Все остальные водители считаются не вписанными в ОСАГО.

Примечание. Правила расчета КБМ будут обновлены с 1 апреля 2020 года. Данный вопрос подробно рассмотрен в отдельной статье.

Обратите внимание, таблица позволяет получить теоретическое значение КБМ.

На практике значение КБМ зачастую может быть выше, чем при теоретическом расчете. Дело в том, что хитрые страховщики могут намеренно не вносить КБМ в базу данных РСА, чтобы получить больше денег за тот же самый страховой полис. При этом водители, плохо разбирающиеся в теме и предварительно не рассчитавшие стоимость ОСАГО, легко попадаются на удочку менеджера.

Отмечу, что при покупке ОСАГО мне неправильно рассчитывали стоимость страхового полиса в каждом втором случае. Если рассматривать каждый из случаев по отдельности, то кажется, что менеджер всего лишь допустил случайную ошибку. Однако на практике подобный обман, судя по всему, носит систематический характер.

Проверить КБМ по базе РСА

Несколько лет назад страховщики хранили значения коэффициентов КБМ в собственных архивах, поэтому при переходе в новую страховую компанию водитель должен был взять специальную справку у предшествующего страховщика. В настоящее время все коэффициенты КБМ хранятся в централизованной базе данных российского союза автостраховщиков (РСА).

При этом проверить КБМ на официальном сайте РСА может любой водитель. Для этого перейдите на следующую страницу.

Введите фамилию, имя и отчество водителя, дату его рождения, а также серию и номер водительского удостоверения. Если серия удостоверения содержит буквы, то их следует вводить на английском языке.

Введите дату, начиная с которой Вы планируете заключить договор ОСАГО. Можете внести в поле текущую дату. После этого введите проверочный код и нажмите кнопку «Поиск».

В результате Вы попадете на страницу, где будет указано реальное значение КБМ, содержащееся в базе данных РСА:

Если полученная цифра совпала со значением, рассчитанным теоретически, то все в порядке. Если же проверка скидки КБМ в РСА дала неправильный результат, то придется заняться восстановлением КБМ.

Как восстановить КБМ в базе РСА

1. В первую очередь нужно выяснить, в какой момент допущена ошибка в коэффициенте КБМ. Для этого возьмите все имеющиеся у Вас страховые полисы или их копии и начинайте искать.

Начиная с 1 января 2018 года каждый страховой полис содержит таблицу, в которой перечислены все коэффициенты, в том числе и КБМ. Таблица имеет следующий вид:

Например, в приведенном выше полисе коэффициент КБМ равен 0,65.

К сожалению, до 2018 года коэффициент не указывался в полисе. Поэтому Вам придется вручную пересчитать стоимость каждого полиса, выданного ранее 1 января 2018 года.

Начинайте с последнего года.

Я рекомендую ежегодно сверять стоимость страхового полиса с результатами калькулятора. Если Вы хотя бы раз в год проводите проверки, то ошибка будет найдена в самом последнем полисе, т.е. в действующем.

Если же Вы ранее не проверяли стоимость ОСАГО, то ошибка может быть в любом из полисов. В том числе ошибок может быть несколько.

2. Для восстановления КБМ нужно обратиться в страховую компанию, которая допустила ошибку при расчете.

Например, если Ваш действующий полис куплен в Росгосстрахе, и в базу данных РСА внесен неправильный коэффициент, то обращаться нужно именно в Росгосстрах. Если ошибка подтвердится, они внесут изменения в базу. На практике это занимает 2-3 дня.

Сложнее дело обстоит, если ошибка допущена не в последнем полисе. В этом случае придется обратиться в ту компанию, где был заключен полис с ошибкой.

Например, если неправильно рассчитана стоимость страхового полиса, приобретенного в 2012 году, то нужно обратиться в компанию, где Вы страховались в 2012 году. Только они смогут исправить собственную ошибку.

Примечание. В 2020 году ошибку, допущенную в любом из предыдущих договоров, можно исправить в Вашей текущей страховой компании. Ранее подобный вариант был не доступен.

3. РСА (российский союз автостраховщиков) заявляет, что он не может вносить изменения в базу данных. Поэтому обращаться к ним на практике не имеет смысла.

К сожалению, иногда водитель может столкнуться со следующей неприятной ситуацией. Страховая компания, которая допустила ошибку несколько лет назад, в 2019 году может просто-напросто не существовать. Связано это с тем, что время от времени страховщики разоряются или ликвидируются по другим причинам.

В этом случае восстановить коэффициент бонус-малус в базе можно только через текущего страховщика.

В любом случае рекомендую регулярно проверять правильность коэффициента КБМ по базе РСА. Тем более что сделать это довольно просто.

Как сохранить КБМ в случае ДТП

КБМ — это один из немногих коэффициентов, который позволяет сэкономить на стоимости ОСАГО.

Поэтому если по вине водителя произошло небольшое ДТП, то вполне очевидно желание водителя не потерять скидку, накопленную за годы безаварийного вождения.

Чтобы Вы лучше могли понять, сколько потеряет водитель из-за страховой выплаты, рассмотрим пример. Иван Иванович 10 лет управляет автомобилем и не был виновником дорожно-транспортных происшествий. Его КБМ равен 0,5. Иван Иванович живет в Москве и управляет автомобилем Renault Logan (75 л.с.).

Стоимость страхового полиса до ДТП: 4530 рублей.
Стоимость ОСАГО после ДТП: 7248 рублей.

Даже при покупке одного полиса ОСАГО разница будет ощутимой (7248 — 4530 = 2718 рублей). Однако это далеко не все. Единственное ДТП оказывает влияние на стоимость страхового полиса в течение ближайших 6 лет. Проведем еще один расчет.

Стоимость ОСАГО на следующие 6 лет, если бы ДТП не произошло:
4530 * 6 = 27 180 рублей.

Стоимость ОСАГО на следующие 6 лет с учетом ДТП:
7248 + 6795 + 6342 + 5889 + 5436 + 4983 = 36 693 рублей.

Т.е. в случае ДТП Ивану Ивановичу придется потратить на ОСАГО на 9513 рублей больше. Обратите внимание, в примере использован автомобиль с относительно небольшой мощностью двигателя 75 л.с. Если автомобиль имеет двигатель большей мощности, то стоимость ОСАГО может возрасти более значительно.

Итак, каким образом можно сохранить КБМ в случае ДТП? Все достаточно просто. В настоящее время водители могут вполне официально разобраться на месте.

Например, если Вы поцарапали зеркало другому автомобилю, то предложите водителю 1000 — 2000 рублей на ремонт. Если он согласится, Вы сможете сэкономить на стоимости страхового полиса ОСАГО. Кроме того, не придется оформлять документы для страховой, а также предоставлять машину для осмотра повреждений.

Естественно, подобная экономия имеет смысл лишь в том случае, если повреждения незначительны. Если автомобили сильно повреждены, то заплатить за ОСАГО в будущем будет дешевле.

В завершение данной статьи хочу еще раз подчеркнуть, что страховые компании очень часто допускают ошибки при внесении КБМ в базу РСА. Поэтому проверьте Ваш КБМ, а в случае необходимости обратитесь в страховую для исправления ошибки.

Коэффициент КБМ для полиса ОСАГО

Для мотивации владельцев машин ездить по трассе внимательно, Российский союз автостраховщиков разработал коэффициент бонус-малус. На величину данного показателя влияет число аварий, в которые попал автомобилист. Понять, что такое КБМ, как работает этот коэффициент для ОСАГО, можно из данной статьи.

Читать еще:  Преимущества КАСКО перед ОСАГО

Что такое КБМ?

КБМ (другое название — скидка за безаварийную езду) представляет собой показатель, который влияет на цену страхового полиса. Коэффициент может быть понижающим либо повышающим. Все зависит от аккуратности езды и числа аварийных ситуаций.

Страховая организация, осуществляя продажу ОСАГО, в обязательном порядке должна брать сведения о КБМ, которые содержатся в единой автоматизированной базе данных Российского союза автостраховщиков (сокращенно — АИС РСА). Если подобные сведения отсутствуют, тогда при выполнении расчета стоимости страховки, бонус-малус принимают равным единице.

Скидка за безвизовую езду была введена в 2003 году. По сегодняшний день она применяется при подсчете цены страховки. Содержит АИС РСА ОСАГО всю информацию о договорах, которые были подписаны в начале 2011 года.

Кто и когда имеет право на скидку?

Присвоение КБМ осуществляют на основании информации об аварийности, которая содержится в предыдущих договорах ОСАГО, закончившихся год назад. Если страховая история отсутствует, тогда коэффициент принимают за единицу.

Класс водителя (владельца машины) рассчитывают в период действия годового полиса один раз. Это означает, что если есть выплаты по вине собственника машины, тогда его КБМ повысят при оформлении следующего договора. При заключении нового полиса скидка за внимательную езду будет учтена лишь в том случае, если срок действия предыдущего документа истек не больше года назад. При этом на величину коэффициента бонус-малус не влияет период эксплуатации транспортного средства.

Иногда согласно полису к управлению машиной допускается ограниченное число лиц. В этом случае водителя, который претендует на скидку, необходимо вписать в страховку в тот день, когда документ вступает в силу. Если водителя добавляют в ОСАГО уже после подписания договора, тогда КБМ за неполный год в следующем году не учитывается.

Скидка за внимательную езду сохраняется при смене фирмы-страховщика, а также при продлении срока действия полиса в компании. Владелец автомобиля имеет право получить бонус в том случае, если к моменту вступления в силу новой страховки термин действия предыдущего полиса ОСАГО истек.

Приведенные ниже понятия страховые организации активно применяют в своей работе:

  • «КБМ водителя» — это коэффициент, который присваивают каждому автолюбителю, имеющему допуск к управлению транспортом.
  • «КБМ собственника» — это коэффициент, который высчитывают для владельца страхуемого автомобиля.
  • «Начальный КБМ» — это коэффициент, который рассчитали для собственника машины на момент оформления полиса.
  • «Расчётный КБМ» — это коэффициент, который применяется для подсчета итоговой премии согласно страховому договору.

Когда КБМ не применяется?

Порой коэффициент бонус-малус не используется или приравнивается единице. Это происходит в таких случаях:

  • при страховании машин, которые зарегистрированы за рубежом;
  • в транзитных страховках, которые оформляются при следовании к месту прохождения технического осмотра, регистрации.

Где в полисе ОСАГО указан КБМ?

Законодательством не предусмотрено обязательное указание применяемого коэффициента бонус-малус в полисах ОСАГО. Но порой страховые организации издают внутренние приказы, в которых обязывают сотрудников напротив фамилии каждого собственника транспорта указывать имеющийся коэффициент. Особенно это часто делают в том случае, если к управлению машиной допущено большое количество лиц. Информация вписывается в графу «Особые отметки».

Надо заметить, что КБМ водителя, расчетный КБМ обязательно указываются при оформлении заявления на страхование, которое заполняется с целью заключения либо продления полиса ОСАГО.

Максимальный КБМ

Самая большая скидка за аккуратную езду согласно ОСАГО равняется 50%. Это соответствует 13 классу или КБМ 0,5. Владелец автомобиля в течение 10 лет вправе получить максимальную скидку. Но это возможно лишь в том случае, если компания-страховщик за весь этот период не производила страховые выплаты за ДТП по ОСАГО по вине водителя.

Как узнать КБМ на следующий год: таблица

Ниже приведена таблица кбм класса водителя, которая наглядно показывает зависимость величины коэффициента от аккуратности и опыта езды владельца машины. Такая таблица используется всеми страховыми организациями.

Для ориентации в таблице, определения бонуса за аккуратную езду, нужно знать количество аварий, произошедших по вине водителя и класс автомобилиста.

Каждому владельцу транспортного средства с самого начала присваивают кбм 1 класс 3 автолюбителя. Данный показатель обведен красной рамкой приведенной выше таблицы. Если в течение первого года не наступил страховой случай, это означает, что в следующем году водителю присвоят четвертый класс. При этом коэффициент снизится до 0,95. Если же компания-страховщик произвела выплаты за ДТП, произошедшее по вине автолюбителя, тогда коэффициент сразу повышается до 1,55 и присваивается первый класс.

Таким образом, каждый год внимательной езды без аварий автомобилист получает бонус при оформлении полиса ОСАГО, равный 5%. Но, если водитель попал в ДТП, тогда на следующий год ему необходимо будет заплатить за полис сумму на 55% больше, чем в прошлый раз.

Проверка КБМ по базе РСА: калькулятор

Проверить КБМ автовладельца можно в сети Интернет. Сделать это просто по базе РСА онлайн на нашем сайте. Перейдя по ссылке вы сможете использовать специальный калькулятор, который высчитывает величину скидки за внимательную езду.

В базе отображается вся информация: сведения по числу ДТП, в которые попал автолюбитель, водительский класс, размер причитающейся скидки. Хоть система и продумана, точна, все же случаются казусы: в базе иногда содержатся ошибочные данные. Из-за чего водитель теряет возможность получить надлежащую ему скидку.

Эти ошибки нередко возникают из-за человеческого фактора. Также иногда бывают и проблемы технического характера. Поэтому собственникам машин следует зайти в базу и проверить верность внесенных данных. Если в системе указаны неправильная информация, а у владельца автомобиля нет предыдущего полиса, тогда при оформлении нового страхового договора ОСАГО скидку не начислят. Чтобы избежать этого, рекомендуется собирать любые документы, подтверждающие класс автовладельца.

Как определить КБМ, если в ОСАГО вписано несколько человек?

Если в ОСАГО указано несколько автолюбителей, тогда коэффициент бонус-малус рассчитывается по такому правилу: в учет принимают самый большой показатель. Например, у двух водителей накоплена скидка в 40% (их КБМ равен 0,6), а у третьего человека скидка равна 10% (0,9), тогда стоимость ОСАГО рассчитывается по скидке 10%. Если же кто-то из числа застрахованных водителей попадет в аварию и будет признан виновным в случившемся, тогда его коэффициент лишь возрастет. Остальным скидка повышается на 5% в год. В случае, когда полис ОСАГО предполагает допуск к управлению машиной неограниченного числа лиц, тогда в учет принимают скидку, присвоенную владельцу автомобиля.

Подведение итогов

Коэффициент бонус-малус к транспортному средству не привязывают. Поэтому, если автолюбитель продает свою старую машину и собирается покупать новую, то по поводу скидки ему беспокоиться не надо, она сохраняется. Но на скидку по полису стоит рассчитывать лишь в том случае, если новый полис вступает в силу не ранее завершения срока действия предыдущего договора, и если с момента окончания старого полиса не прошел год. Например, водитель продал автомобиль в феврале 2017 года. Срок действия страховки истекает в июне 2017 года. На новую машину владелец имеет право получить скидку не раньше июня 2017 года. Если же договор ОСАГО был оформлен до июня месяца, например, в марте, тогда для расчета полиса будет применяться коэффициент бонус-малус на начало действия старого полиса. Дополнительная скидка при этом начисляться не будет.

Бывает, что водитель накопил приличную скидку, а потом по определенной причине перестал страховаться по ОСАГО. Данные в базе данных будут храниться не дольше года с момента завершения термина действия договора.

Поэтому по истечении 12 месяцев скидка автоматически аннулируется, а собственнику машины присваивается третий класс, а коэффициент бонус-малус при этом повышается до единицы.

Коэффициент бонус-малус помогает ощутимо снизить стоимость страхового полиса. Поэтому автомобилистам рекомендуется водить свое транспортное средство аккуратно и стараться не попадать в аварийные ситуации.

Класс Бонус-Малус

Начиная с 2013г. в нашей стране, указом правительства введён обязательный учёт страховой истории владельцев автотранспорта. Для этого используется официальная база Союза автостраховщиков РФ (РСА).

Целью нововведения стала осуществление бонусной скидочной программы за безаварийное вождение при покупке ОСАГО. Для этого производится дифференциация водителей, каждому из которых присваивается свой класс КБМ.

Что такое класс в таблице КБМ

Класс, присваиваемый каждому водителю, зависит от того, сколько за истёкший год произошло ДТП по его вине. Каждый новоиспечённый автовладелец, впервые приобретая полис ОСАГО, получает 3-й класс КБМ. Это означает, что его страховая история пока чиста. Коэффициент бонус-малус (КБМ) для третьего класса равняется единице. Такому водителю полис ОСАГО при покупке обходится в номинальную стоимость, без каких либо скидок или надбавок.

Каждое автопроисшествие, произошедшее по вине застрахованного лица, и повлёкшее компенсационные выплаты, понижает класс КБМ на несколько позиций, от 2-х до 6. К примеру, новичок, имеющий изначально третий класс, совершает по своей вине некое ДТП, ущерб от которого вынуждена была компенсировать страховая компания. В результате его уровень снижается на два пункта, до 1. Если же водитель за год совершает две или более аварий, то ему присваивается уже категория «М», что в классификации РСА означает «особо опасен для страховщика».

Как определить свой класс, зная КБМ

Чтобы пользоваться таблицей КБМ, водителю следует знать свой класс и коэффицент бонус-малус. Личный коэффициент каждого водителя содержится в базе РСА, доступной пользователям на официальном сайте союза автостраховщиков. Также можно узнать свой текущий коэффициент, обратившись к страховщику, у которого вы приобретали полис ОСАГО. Некоторые страховые компании указывают класс КБМ своего клиента прямо в бланке страхового полиса.

Читать еще:  Где оформить зеленую карту в белоруссию

Влияние класса на скидку ОСАГО

Весь смысл введения системы ранжирования водителей по классу КБМ состоит в поощрении безаварийного вождения и улучшения дорожной ситуации в стране. В связи с этим, аккуратные водители, не допускающие аварий, поощряются бонусными скидками. Размер этих скидок установлен в таблице, и зависит от величины индивидуального класса. Новичку, которые ещё не успел совершить ни одной аварии, как и не успел подтвердить свою аккуратность и соблюдение правил ПДД, присваивается по умолчанию 3-й класс КБМ.

Водитель с третьим классом, согласно таблице бонусов, не имеет права на скидку: полис продаётся ему по номинальной стоимости. Если же водитель, такой автовладелец совершит ДТП, то его класс автоматически понизится на 2 пункта, до первого. Соответственно, в следующем году страховку ему продадут только с надбавкой в 55%. После двух ДТП за год его уровень уже опустится до «М», и ОСАГО ему обойдётся на 145%, то есть, в 2,45 раза дороже.

Величина скидки также зависит от класса КБМ — чем он выше, тем дешевле обойдётся аккуратному шофёру страховой полис. Как видим, чем аккуратнее гражданин водит свой автомобиль, тем дешевле для него полис автострахования. Бывает ситуация, когда в полис вписано несколько человек, имеющих право управлять данным автотранспортом. В этой ситуации стоимость полиса будет рассчитываться по водителю, имеющему самый низкий коэффициент.

Что даёт максимальный класс КБМ?

Самым высшим классом КБМ является 13-тый. Он даёт право гражданину приобретать полис автогражданки со скидкой в 50%. Получить максимальный класс можно только спустя 10 лет безаварийного управления автомобилем.

Как повысить класс КБМ?

Повышение уровня в таблице коэффициента бонус-малус происходит на один пункт за каждый безаварийный год. Соответственно, водителям, не совершающим аварий, стоимость полиса автострахования с каждым годом обходится на 5% дешевле. Иногда случаются ситуации, когда коэффициент бонус-малуса понижается ошибочно, в результате некоего сбоя в системе учёта РСА. Здесь потребуется обращение в союз автостраховщиков с требованием внести исправления в базу данных и восстановить КБМ. В качестве доказательства своей правоты, следует приложить справку из ГИБДД об отсутствии за истекший год автоаварий, произошедших по вашей вине.

Другой случай — страховая компания ошибочно применяет к вам коэффициент, не соответствующий базе РСА. Здесь достаточно обратиться к специалистам данной страховой организации с просьбой перепроверить данные и произвести перерасчёт. При замене водительского удостоверения на новое, чтобы страховая компания автоматически не понизила ваш класс до базового третьего, следует обратиться в офис фирмы с соответствующим заявлением, где будет указаны номера нового и старого удостоверений.

Как исправить коэффициент «бонус-малус» ОСАГО при неверном применении

КБМ (коэффициент «бонус-малус») – один из коэффициентов, применяемый при расчете стоимости полиса ОСАГО, учитывающий наличие или отсутствие выплат по закончившемуся полису. Коэффициент был введен с момента принятия закона в 2003 году. Основной смысл КБМ – соотнесение размера страховой премии с качеством вождения. На практике он часто применяется некорректно. Рассмотрим, как исправить коэффициент «бонус-малус» ОСАГО при неверном применении.

Во время действия закона подход к применению коэффициента менялся, но не будем останавливаться на истории коэффициента. Важно, что в 2013 году заработала информационная система, созданная на базе Российского союза автостраховщиков (АИС ОСАГО), и заключение договора ОСАГО без запроса КБМ в информационной системе стало невозможно. С 1 июля 2014 года АИС РСА, в соответствии с правилами ОСАГО и указанием Банка России, является единственным способом определения КБМ. При загрузке данных в АИС ОСАГО большое количество водителей утратили свои «скидки» как из-за различного рода технических проблем, так и из-за некорректного применения КБМ страховщиком, передававшим сведения в момент формирования базы. Мы попытаемся разъяснить существующий принцип применения КБМ и порядок действий для его изменения, если коэффициент применен неверно.

Принципы применения КБМ

В зависимости от наличия или отсутствия выплат, произошедших по вине водителя, каждому водителю (при ограниченном списке лиц, допущенных к управлению) или собственнику (при неограниченном списке) при заключении договора присваивается класс, которому соответствует определенный КБМ. При первоначальном заключении договора или отсутствии страховой истории в течение одного года и более присваивается 3-й класс.

Класс

КБМ

Класс по окончании годового срока страхования с учетом наличия страховых выплат* по предыдущим договорам

Выплат не было

1 выплата

2 выплаты

3 выплаты

4 и более выплаты

* Несколько выплат по одному ДТП считаются одной выплатой.

Присвоение класса М влечет удорожание полиса с «базовым» классом в 2,45 раза, а отсутствие выплат в течение десяти лет присваивает класс 13, уменьшающий стоимость полиса вдвое. Происходит это при заключении договора у любого страховщика.

КБМ не применяется в полисах, заключенных на срок менее года (полисы для транзитных транспортных средств), и для транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах.

При расчете стоимости полиса применяется наименьший класс (максимальный КБМ) из присвоенных водителям, включенным в полис.

Количество выплат по водителю определяется исходя из сведений по всем договорам, в которые был включен водитель и у которых срок истек не более чем за один год до даты заключения договора. Класс определяется по последнему закончившемуся договору.

Досрочно прекращенный договор не учитывается для повышения класса, но выплаты по нему учитываются. При отсутствии выплат в новом договоре будет присвоен класс, имевшийся при заключении прекращенного договора.

При неограниченном списке водителей класс применяется к связке собственник – ТС. Все произведенные выплаты будут присваиваться собственнику. Если собственник – физическое лицо, сам ДТП не совершал, но присутствует в других полисах в списке водителей или решил заключить договор с ограниченным списком водителей, ему будет присвоен класс, учитывающий все выплаты по договору с неограниченным списком. Обратной силы это правило не имеет. То есть если собственнику как водителю был присвоен определенный класс, то при заключении нового договора «без ограничений» класс будет 3. При отсутствии выплат класс собственника будет повышаться только при условии страхования того же транспортного средства.

В чем причины некорректной информации о КБМ в АИС ОСАГО?

Каждый водитель идентифицируется в АИС ОСАГО по ряду параметров: Ф. И. О., дате рождения, серии и номеру водительского удостоверения. У собственника – физического лица вместо водительского удостоверения указываются паспортные данные. При несовпадении любого из параметров с имеющимися в АИС ОСАГО данными корректный КБМ определен не будет.

Возможные причины — проявление человеческого фактора при вводе информации страховщиком, изменение документов у водителя (собственника), приобретение нелегального полиса, не состоявшаяся передача страховщиком информации в АИС ОСАГО, сбои в работе информационных систем.

Возникают и «учетные» проблемы. Например, переход с «неограниченного» списка водителей на «ограниченный». В первом случае информация включает только паспортные данные, а во втором – данные водительского удостоверения. Еще одна проблема — наличие нескольких договоров по одному водителю с разными КБМ. Учетные проблемы решены или решаются Российским союзом автостраховщиков, а страхователь может повлиять на остальные причины некорректного применения КБМ.

Изначально нужно определить, что с учетом всех нюансов КБМ применен неверно. До увеличения тарифов и введения тарифного коридора сделать это во многих случаях было не сложно — при отсутствии выплат премия уменьшалась на 5%. Сегодня, с учетом того, что в полис данные о КБМ обычно не вносятся, определить его можно расчетным способом, отталкиваясь от рассчитанной страховой премии и формулы, приведенной в приложении 4 указания Банка России от 19 сентября 2014 года № 3384-У . Значение применяемых коэффициентов можно получить из приложения 2 этого же документа, с учетом изменений, внесенных указанием № 3604-У от 20 марта 2015 года . Применяемые базовые ставки страховщики обязаны публиковать на своем сайте. Полученное значение необходимо сравнить с КБМ, выдаваемым АИС ОСАГО на сайте РСА.

Если значения не сходятся, письменно требуйте от страховщика применения корректного коэффициента или попробуйте сменить страховую компанию. Если текущий страховщик предлагает заключить договор с КБМ ниже, чем в АИС ОСАГО (чего быть не должно), настаивайте на передаче данных в базу, поскольку в будущем вы можете сменить страховщика или потребуется включиться в полис друзей, а данные в АИС будут некорректны.

Если значения совпали, но КБМ не соответствует реальной истории, необходимо убедиться, соответствуют ли данные, внесенные в полис, фактическим. Если обнаружена неточность, в том числе вследствие изменения Ф. И. О. и других данных, используемых в полисе, нужно письменно уведомить об этом страховщика с приложением подтверждающих документов и просьбой пересчета КБМ.

Действительность полиса желательно проверять перед заключением договора (особенно при покупке у посредников), например, на соответствующем сервисе Банки.ру. Помимо отсутствия страхового покрытия, приобретение поддельного или недействительного полиса может привести к потере накопленной скидки.

Если срок предыдущего полиса истек, заключайте новый с предлагаемым КБМ, но продолжайте добиваться его изменения.

Если проблема не в некорректно указанных персональных данных, предыдущий полис был легитимным и с верным КБМ, выплат не было, обращайтесь с претензией к текущему страховщику, предварительно затребовав у предыдущего справку о наличии/отсутствии выплат по предыдущему договору ОСАГО. Справку он должен выдать после окончания договора, в течение пяти дней с момента запроса.

Изменить сведения в АИС РСА может только страховщик, с которым заключен договор ОСАГО. Если он отказывается делать это добровольно, необходимо жаловаться в контролирующие органы. Переписку со страховщиком можно и пропустить, но так проблему можно решить быстрее.

Как подать жалобу на страховщика?

В случае с ОСАГО существует два возможных адресата для подачи жалобы – Банк России и РСА. Эффективнее жаловаться в Банк России, так как регулятор может применять к страховщику различные санкции (одной из причин ограничения лицензии ООО «Росгосстрах» обозначалось как раз некорректное применение КБМ). Подать жалобу возможно в электронном виде в интернет-приемной Банка России , где под такие жалобы выделена отдельная форма обращения.

Читать еще:  Как проверить какие автомобили зарегистрированы на меня

В жалобе указывается наименование страховщика и описывается суть проблемы с указанием номера (номеров) полисов, как минимум текущего, но желательно и предыдущего (предыдущих). Желательно приложить копии полисов и документов, данные из которых используются при расчете КБМ, копию претензии в страховую компанию и ответа (при наличии).

Банк России проведет проверку, запросит информацию у РСА и предыдущего страховщика ОСАГО и, если информация подтвердится, примет меры к страховщику для корректировки КБМ в АИС ОСАГО. Вам поступит официальный ответ, копию которого необходимо приложить к заявлению в страховую компанию с требованием возврата излишне уплаченной части премии. Процедура подачи жалобы в РСА аналогична жалобе в Банк России, производится на специальном бланке на адрес электронной почты request@autoins.ru.

Если неверный КБМ был применен несколько лет назад, у страховщика, некорректно применившего коэффициент или не передавшего сведения о выплатах, отозвали лицензию, а у вас нет данных о предыдущих полисах, то Банку России или РСА разобраться в ситуации будет сложно. В АИС ОСАГО содержится информация о договорах с 2011 года. Но подать жалобу с изложением ситуации и приложением всех имеющихся данных все равно стоит.

Старайтесь контролировать свою страховую историю ОСАГО как при заключении каждого договора, так и при включении вас в списки водителей в других полисах.

Что такое КБМ в ОСАГО


Приобретение полиса обязательного страхования необходимо всем российским автомобилистам: согласно ФЗ №40 от 25.04.02 (последняя редакция от 01.06.19) за езду без страховки владельцу грозит штраф. Как купить ОСАГО не переплачивая?

Стоимость страховки зависит от ряда факторов, включая возраст и параметры транспортного средства и не в последнюю очередь на сумму влияет КБМ.

КБМ расшифровывается, как «Коэффициент бонус-малус», который применяется на основании данных о стаже и интенсивности попадания водителя в ДТП за истекший год.

В зависимости от этих факторов он может быть, как понижающим, т.е. делающим полис более доступным по цене, так и повышающим. Ниже мы рассмотрим, что такое в ОСАГО КБМ и как его рассчитать. Также следует подробно изучить, какие нюансы могут влиять на параметр, делая его выше или, наоборот, ниже.

Как узнать свой КБМ?

Чтобы узнать, что такое КБМ в ОСАГО, необходимо обратиться к тексту федерального закона ФЗ №40 «Об обязательном автостраховании». Согласно этому документу, коэффициент бонус-малус является некоторой величиной, влияющей на сумму полиса для водителя с учетом его стажа и количества обращений в страховую компанию для получения компенсаций при попадании в ДТП.

Принцип действия достаточно прост: каждый год, в течение которого автомобилист ездил аккуратно, гарантирует скидку на последующий период в размере 5%. Если же водитель попадал в аварии, они также отражаются на стоимости полиса, в этой ситуации коэффициент будет повышающим.

Следует заметить, что удешевление цены документа происходит исключительно постепенно, в то время как повышение стоимости происходит сразу по факту совершения аварий.

Важно! Коэффициент повышается только в случае, если ДТП произошло по вине водителя. Если аварию спровоцировал другой автомобилист, пешеход или иной участник движения, КБМ не увеличивается.

Чтобы узнать актуальное значение параметра, можно зайти на сайт РСА (rsa.su). Это единая база данных союза автостраховых компаний, где содержатся последние сведения касательно коэффициентов, влияющих на стоимость полиса ОСАГО. Для выяснения необходимо указать в соответствующих графах следующие данные:

  1. ФИО.
  2. День рождения.
  3. Номерной идентификатор ВУ.

После этого система выдаст пользователю информацию по страховой истории владельца. Нужно отметить, что недостаточно просто выяснить свой класс в системе страхования: точную сумму за полис на следующий год узнают с учетом актуального КБМ и количества аварий за текущий период.

Как определить КБМ, если в полис вписано несколько водителей?

Нередко случается ситуация, когда в полисе обязательного страхования числится не один автомобилист, а несколько, например, если документ оформлен на семью или программа предусматривает вписывание неограниченного количества людей в бланк. В этом случае определить размер КБМ тоже нетрудно: при расчете стоимости учитывается наибольший показатель.

Например, если у двоих автомобилистов коэффициент составляет 0,7, а у третьего – 0,9, то цена полиса формируется с учетом последнего параметра. Таким образом, скидка на ОСАГО на последующий год составит не 30 процентов, а всего 10.

Если в течение расчетного периода кто-то из вписанных в полис автомобилистов попадет в аварию, виновником которой признают его, вырастет только принадлежащий ему коэффициент бонус-малус. Другие лица, указанные в бланке, могут рассчитывать на очередное уменьшение цены на 5%.

Если договор предусматривает неограниченное число водителей, которые имеют право управлять автомобилем по данному полису, расчет цены основывается на КБМ человека, официально являющегося владельцем транспортного средства.

Страховые классы водителей и КБМ

Действующая система автомобильного страхования подразумевает классификацию владельцев ТС на уровни, или классы. Всего их 15: низший обозначается буквенным символом М, а остальные пронумерованы от 0 до 13. Классы водителей определяются в зависимости от стажа и количества ДТП за расчетный период. Их присвоение происходит ежегодно, по окончании текущего срока.

Наиболее низким считается класс М, для которого действует показатель 2,45. Это значит, что при заключении страхового договора или переоформлении на следующий период сумма полиса возрастет в 2,45 раз. Водитель, который впервые оформляет ОСАГО, автоматически получает класс 3, которому соответствует показатель 1. Если в течение года он будет попадать в ДТП по своей вине, класс снижается в зависимости от того, сколько именно аварийных случаев было.

Например, класс новичка, который попал в одну аварию, падает с 3 на 1, если же ДТП было больше, он переходит в М. Если же у него не было таких случаев, когда он обращался за выплатами, класс повышается с 3 до 4, и коэффициент составляет уже 0,95. Таким образом, на следующий год цена полиса снизится на 5%. Подробные показатели КБМ и их изменения в зависимости от аварийности можно посмотреть в таблице, опубликованной ниже:

Таблица для расчета коэффициента КБМ.

Изучив таблицу, нетрудно выяснить, что максимальная скидка на полис обязательного автострахования составляет 50% от установленной компанией суммы. Для этого нужно не менее 10 лет ездить аккуратно, не становясь виновником ДТП. При этом повышение коэффициента происходит намного быстрее, чем понижение. Иначе говоря, водителю необходимо не менее 7 лет безаварийной езды для получения 10 класса, в то время как всего одно дорожно-транспортное происшествие по его вине приводит к понижению с 10 до 6 уровня. Таким образом, размер действующей льготы уменьшится с 35 до 15%.

Стоит заметить, что санкции со стороны страховой компании последуют лишь в той ситуации, если пострадавшее лицо обращается за выплатой (читайте также: Полис ОСАГО: скупой платит дважды). Если стороны договорились урегулировать конфликт без обращения в страховую фирму, например, при незначительном ущербе, коэффициент бонус-малус не пострадает.

Важно учесть и тот факт, что показатель не привязан к какой-то одной машине. Если владелец продает авто и покупает новое ТС, скидка сохраняется.

Как узнать свой КБМ на следующий год?

Чтобы проверить, каков размер КБМ по ОСАГО на следующий расчетный период, можно воспользоваться официальным ресурсом «Российского союза автостраховщиков». Достаточно указать свои данные и номер удостоверения водителя, чтобы узнать действующий коэффициент. Определить его на следующий год нетрудно: можно воспользоваться таблицей выше, приняв в расчет количество обращений в страховую фирму за прошедшее время.

Например, если сервис сообщает, что водителю присвоен КБМ 0,8, что соответствует 7 классу в системе ОСАГО, при этом у владельца не было аварий, то на следующий год он переходит в 8 класс, которому соответствует коэффициент 0,75. Таким образом, при покупке нового полиса автомобилист получает скидку в размере 25%.

Когда применяется КБМ?

Расчет характеристики всегда производится с 1.04 и происходит раз в 12 месяцев, т.е. продолжительность периода – с 1 апреля по 31 марта включительно независимо от даты оформления.

Согласно последней редакции закона об обязательном страховании, застрахованное лицо сообщает представителю компании данные о стаже и количестве аварий. Эту информацию страховщик вносит в полис, однако у него есть право проверки сведений через АИС ОСАГО.

Проверка может быть проведена в течение 15 суток с момента получения информации. Если выяснится, что автомобилист сообщил ложные данные, параметр бонус-малус пересчитывается, а само лицо вносят в соответствующий список. В результате занижения с него снимут недоплаченную сумму в соответствии с правильным параметром КБМ.

Важно! Коэффициент бонус-малус не вычисляется для транзитных автомобилей и машин, которые зарегистрированы на территории другого государства.

Где в полисе ОСАГО указан КБМ?

Чтобы найти обозначение в документе ОСАГО, нужно посмотреть в строку с ФИО страхователя или отыскать графу, которая предназначена для внесения данных по коэффициенту. Законодательство не регламентирует точное местоположение таких данных в полисе, поэтому каждая страховая определяет его по-своему.

Как рассчитывается коэффициент бонус-малус?

Чтобы определить показатель на тот или иной период, необходимо воспользоваться таблицей, начиная с 3 класса, который присваивается новичкам. При условии безаварийной езды нужно продвигаться в сторону увеличения, с каждым годом класс повышается на 1 единицу.

Если в течение года у водителя были аварии, необходимо отыскать в правой части таблицы соответствующий столбец и определить, к какому классу он будет отнесен в новом расчетном периоде. Определив класс, легко узнать соответствующий ему коэффициент бонус-малус (КБМ).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector