Какими признаками характеризуется авария

Характеристика понятий «авария», «катастрофа», «чрезвычайная ситуация», причины их возникновения и развития.

Авария — разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ.

Условия возникновения и последствия аварий

Дорожно-транспортное происшествие, Донецк, Украина

Авария часто наносит большой ущерб окружающей среде. Так, аварийное загрязнение водных объектов — загрязнение, возникающее при залповом сбросе вредных веществ в поверхностные или подземные водные объекты, который причиняет вред или создаёт угрозу причинения вреда здоровью населения, нормальному осуществлению хозяйственной и иной деятельности, состоянию окружающей природной среды, а также биологическому разнообразию.

Вероятность возникновения аварии называется аварийностью. Когда в результате износа, отсутствия ремонта аварийность здания, сооружения, оборудования или транспортного средства превышает определённую норму, говорят, что объект находится на аварийной стадии. Для предотвращения аварии и вывода объекта из аварийной стадии производят профилактический ремонт.

Если авария произошла, состояние объекта называется аварийным состоянием. Ремонт объекта с целью выведения его из аварийного состояния называется аварийным ремонтом. Например, аварийный ремонт судна — ремонт судна, проводимый для устранения причин и последствий повреждений судна, вызванных аварийным случаем, и включающий в себя работы, проведение которых необходимо для обеспечения безопасного следования судна в ближайший от места его проведения порт. Аварийный ремонт возможен далеко не при всех авариях.

Для смягчения или ликвидации последствия аварии на объектах предусматривается аварийная защита. Она включает в себя комплекс средств и методов, благодаря которым объект либо быстро выводится из аварийного состояния, либо по крайней мере изолируется с целью недопущения нанесения ущерба людям или окружающей среде. Так, в ядерных реакторах предусмотрена аварийная защита ядерного реактора.

В отличие от аварийной защиты, задачей систем антиаварийной безопасности ставится недопущение аварии вообще.

Проектной аварией называется прогноз аварийного состояния, осуществлённый на стадии проектировки объекта, с подробным рассмотрением возможных последствий и заложением в конструкцию объекта соответствующих средств аварийной защиты и систем безопасности.

В современном производстве с повышенными параметрами технологического процесса периодически создаются условия, приводящие к неожиданному нарушению работы или выходу из строя машин, агрегатов, коммуникаций сооружений или их систем. Такие явления принято называть авариями.

Катастрофа — если авария создает угрозу жизни или здоровья людей или вызывает человеческие жертвы.[источник не указан 391 день]

Не всякая авария приводит к катастрофе, но причиной практически всех катастроф являются аварии.

Наиболее опасные последствия аварий — пожары, взрывы, обрушения и аварии на энергоносителях — энергоисточниках, на атомных электростанциях, на химических предприятиях, приводящих к разрушению средств производства. Большинство аварий происходит по вине человеческого фактора. Наиболее частыми последствиями аварий являются пожары и взрывы.

На предприятиях нефтяной, химической и газовой промышленности аварии вызывают загазованность, разлив нефтепродуктов, агрессивных жидкостей и сильнодействующих ядовитых веществ. Количество аварий на этих предприятиях ежегодно растет. За последние 30 лет количество аварий увеличилось в 2,5 раза. При этом, количество жертв увеличилось в 6 раз, а экономический ущерб в 11 раз. Такие предприятия наносят колоссальный ущерб окружающей среде. Причиной техногенных аварий могут стать стихийные бедствия, дефекты, допущенные при проектировании, нарушение технического процесса.

Основными причинами всех техногенных катастроф являются:

Отношение человека к работе.

Любая авария или катастрофа не может произойти по какой-то одной причине. Все аварии — это результат действия нескольких причин и совокупности неблагоприятных факторов. Самый частый вариант, это когда ошибки, допущенные при проектировании, взаимодействуют с ошибками, допущенными при монтаже и усугубляются неправильной эксплуатацией.

Главные меры (усилия) человека по борьбе с авариями и катастрофами должны быть направлены на их профилактику и предупреждение. Принятые меры либо полностью исключают, либо локализуют техногенные аварии и катастрофы. В основе таких мер лежит обеспечение надежности технологического процесса.

Основные меры обеспечения надежности функционирования объекта:

Выполнение требований государственных стандартов и строительных норм и правил, которые направлены на то, чтобы максимально исключить возможность аварии.

Жесткая производственная дисциплина. Точное выполнение технологических процессов. Использование оборудования в строгом соответствии с его техническим назначением.

Дублирование и увеличение запасов прочности важнейших элементов производства.

Чёткая организация службы инспекции контроля и безопасности.

Тщательный подбор кадров, повышение практических знаний в объёме выполняемой работы.

Оценка условий производства с точки зрения возможности возникновения аварии.

Чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате аварии, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери.

К чрезвычайным ситуациям социального характера относятся:

· локальные и региональные конфликты (межнациональные, межконфессиональные и др.)

· массовые беспорядки, погромы, поджоги и др.

Стадии развития чрезвычайной ситуации

ЧС любого типа в своем развитии проходят четыре типовые стадии (фазы).

Первая – стадия накопления отклонений от нормального состояния или процесса. Иными словами, это стадия зарождения ЧС, которая может длиться сутки, месяцы, иногда – годы и десятилетия.

Вторая – инициирование чрезвычайного события, лежащего в основе ЧС.

Третья – процесс чрезвычайного события, во время которого происходит высвобождение факторов риска (энергии или вещества), оказывающих неблагоприятное воздействие на население, объекты и природную среду.

Четвертая – стадия затухания (действием остаточных факторов и сложившихся чрезвычайных условий), которая хронологически охватывает период от перекрытия (ограничения) источника опасности – локализации чрезвычайной ситуации, до полной ликвидации ее прямых и косвенных последствий, включая всю цепочку вторичных, третичных и т.д. последствий. Эта фаза при некоторых ЧС может по времени начинаться еще до завершения третьей фазы. Продолжительность этой стадии может составлять годы, а то и десятилетия.

Причины возникновения ЧС и сопутствующие им условия подразделяют на внутренние и внешние.

· недостаточная квалификация и некомпетентность обслуживающего персонала;

· проектно-конструкторские недоработки в механизмах и оборудовании;

· физический и моральный износ оборудования и механизмов;

· низкая трудовая и технологическая дисциплины и др.

· неожиданное прекращение подачи электроэнергии, газа, технологических продуктов;

· Включить телевизор или радио – выяснить тип чрезвычайной ситуации.

· Собрать запас простейших медикаментов.

· Собрать запас продуктов и воды на 3 дня, закрыть продукты герметически.

Колонна – 20-30 человек, в которой назначается старший.

Состав колонны также делится на группы по 5 человек, в каждой из которых назначается старший.

Средняя скорость колонны 4 км/час при передвижении по местности.

Через каждые час-полтора привал на 10-15 минут.

После того, как пройдена половина намеченного пути, устраивается привал на 1-2 часа.

При перевозке людей автотранспортом используются автобусы, грузовики, личный автотранспорт. Выезд колонной, в каждом автобусе, машине и другом транспортном средстве назначается старший. Он отвечает за то, чтобы в вверенном ему транспорте соблюдался порядок, дисциплина и организованность движения. Контролирует перемещения людей в вверенном транспортном средстве

В эвакуацию берутся личные документы:

Военный билет (или справка о состоянии «годен/негоден»).

Свидетельство о браке.

Пенсионное удостоверение или иные документы.

Житель г.Мариуполя (население) получил дозу облучения ионизирующими излучениями 80,0 мбэр ( ) за 1022 часа ( ); врач-рентгенолог (персонал) – 28 мбэр ( ) за 11,0 часов ( ). Определите, превышает ли фактический уровень облучения приведенных лиц установленные Законом Украины основные дозовые пределы облучения для населения – 1 милизиверт в год ( ), для персонала – 20 милизивертов в год ( ). Стандартное время облучения для населения ( ) – 8760 часов в год; для персонала ( ) – 1700 часов в год.

1 Зиверт (Зв) равен 100 бэр.

1. Определяем допустимую мощность дозы облучения за 1 час:

для жителя г. Мариуполя ( ):

1 милизиверт в год/ 8760 часов в год =1,14 мЗв/час

для персонала ( )

20 милизивертов в год /мЗв/час или бэр/час

2. Определяем фактическую дозу облучения за 1 час:

для жителя г. Мариуполя ( ):

Бэр/час

для персонала ( )

. . . бэр/час

3. На основании выполненных расчетов сделайте заключение о соответствии (или несоответствии) облучения требованиям Закона.

Понятие общей аварии и ее признаки

Общая авария — юридический факт выражающийся в убытках, понесенных вследствие произведенных намеренно или разумно чрезвычайных расходах и пожертвованиях в целях спасения судна, фрахта и перевозимого на судне груза от общей для них опасности.

Сущность общей аварии заключается в том, что для сохранения целого (судна, груза) приносится в жертву часть этого целого или производятся расходы, цель которых спасти имущество от угрожающей ему опасности, то есть осущ действия, устраняющие опасность в обоюдных интересах судна, груза и фрахта. В том случае, если предпринятые меры были успешными, все понесенные при этом убытки подлежат возмещения на пропорциональной основе между всеми сторонами предприятия, включая стороны, чьи интересы были затронуты наступлением убытков в первую очередь.

Общая авария распределяется между судном, фрахтом и грузом пропорционально их стоимости.

Может иметь место при совокупности след признаков:

1. Наличие общей опасности для судна, груза и фрахта (обуславливается реальностью и серьезностью)

2. Намеренный характер расходов и пожертвований (убыток должен быть нанесен намеренно, а не явившись следствием случайных причин)

3. Разумный характер расходов и пожертвований (причиненные убытки или понесенные расходы должны оправдываться сложившийся ситуацией)

4. Чрезвычайных расходов и пожертвований (должны быть чрезвычайными, то есть такими, которые обычно не возникают в обстановке нормального судоходства и при нормальных условиях)

К типичным случаям общей аварии можно отнести:

1. Выбрасывание в море груза или принадлежностей судна

2. Тушение пожара на борту судна

3. Преднамеренная посадка судна на мель

4. Заход в порт убежище и тд

Арест мор/судна

С 16 мая 2012г. В Украине вступила в силу международная конвенция «Об унификации некоторых правил» касающихся наложения ареста на морские суда 1952г., известная как Брюссельская конвенция

Арест судна — это любое задержание судна или ограничение его перемещения, которое осущ для обеспечения морских требований во время нахождения судна в морском порту Украины.

Основаниями для ареста судна являются морские требования .

Читать еще:  Где можно обжаловать штраф ГИБДД?

Морское требование — это требование, возникшее из права собственности и иных имущественных прав на судна, строительство судна, управления, эксплуатацию или коммерческое использование судна и тд.

Лекция 10

Морское требование — это требование, возникшее из права собственности и иных имущественных прав на судна, строительство судна, управления, эксплуатацию или коммерческое использование судна и тд.

Морские требования могут возникать в связи с:

1. Причинением ущерба в результате утраты или повреждения имущества, в связи с эксплуатацией судна

2. Причинением вреда окруж природной среде

3. Любым договором перевозки груза и пассажира

4. Лоцманской проводкой и уплатой лоцманских сборов

5. С любым спором о праве собственности или владения судна

Для обеспечения морских требований конвенция позволяет накладывать на территории Украины арест на судно как под украинским флагом, так и под флагом др государств

Конвенцией предусмотрено 17 видов мор/требований, которые могут являться основанием для ареста судна. Заявление об аресте судна для обеспечения мор/требования может быть передано в суд по месту нахождения мор/порта Украины, в котором находится судно, или порта регистрации судна. (Украина вступила в конвенцию под одним условием: нельзя арестовывать суда, плавающие под государственным флагом. )

Морской порт — это определенная границами территория и акватория, оборудованная для обслуж судов и пассажиров, проведения грузовых, транспортных и экспедиционных работ, а так же иных связанных с этим видов хозяйственной деятельности.

Руководство мор/портом осущ руководитель администрации мор/порта(начальник мор порта, который назнач на должность и освобождается с должности центральным органом исполнительной власти по представлению главы администрации мор/портов Украины)

Государственный надзор за безопасностью мореплавания в мор порте, на подходах к нему, а так же в его акватории осущ капитаном мор порта.

К функциям капитана мор порта принадлежат:

1. Государственный надзор за соблюдением государства и правил мореплавания, а так же международных договоров Украины, касающихся мореплавания

2. Рассмотрение дел об административных правоотношениях и наложение административных взысканий

3. Регистрация судов в государственном судовом реестре Украины, судовой книге и выдача судовых документов, если иное не предусмотрено законодательством

4. Надзор над соблюдением требований по предотвращению загрязнений окруж природной среды

5. Надзор и контроль за предприятиями, которые предоставляют лоцманские услуги и СРДС (служба регулирования движения судов) в приделах акватории порта

6. Учет и расследование мор/аварийных происшествий

7. Руководство службой капитана мор/порта

Обязательные функции мор/порта:

1. Обеспечение безопасного движ в портовых водах, безопасной стоянки и обработки судов

2. Поддержание в исправном состоянии гидротехнических сооружений, средств связи и электро-радио навигации, находящихся во владении порта

3. Контроль и поддержание заявленных глубин

4. Определение районов обязательного использования буксиров и тд

Понятия чрезвычайной ситуации, катастрофы и аварии

Каждая ЧС имеет свою физическую сущность, свои, только ей присущие причины возникновения, движущие силы, характер и стадии развития, свои возможности воздействия на человека и среду его обитания.

Знание причины возникновения ЧС, позволяет принять соответствующие меры за­щиты и предотвратить или хотя бы ослабить силу их разрушительного воздействия, более конкретно и действительно осуществить меры по ликвидации последствий, определить правильное поведение населения в конкретной обстановке.

Что же представляет собой ЧС? В словаре русского языка С.Н. Ожегова слово «чрезвычайный» трактуется как «исключительный, очень большой превосходящий все», такие ситуации действительно часто встречаются в жизни человека. Но события, которые воспринимаются как чрезвычайные отдельным человеком или группой людей, не всегда являются таковыми для всего общества или государства. Поэтому необходимо уточнить само понятие ЧС.

В теории БЖД ЧС – совокупность событий, результат которых характеризуются одним или несколькими из следующих признаков:

а) опасность для жизни и здоровья значительного числа людей,

б) существенное нарушение экологического равновесия в районе ЧС,

в) выход из строя систем жизнеобеспечения и управления, полное или частичное прекращение хозяйственной деятельности,

г) значительный материальный и экономический ущерб,

д) необходимость привлечение больших, как правило, внешних по отношению к району ЧС, сил и средств для спасения людей и ликвидации последствий,

е) психологический дискомфорт для больших групп людей.

Таким образом, ЧС можно определить как:

«ЧС – обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате последствий опасного природного, техногенного, военного происшествия или социального бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей».

Исходя из определения, ЧС представляет совокупность событий, характеризуемых одним или несколькими из следующих признаков (ГОСТ Р 22.0.02-94):

— наличие источника ЧС;

— угроза здоровью и жизни людей;

— нарушение нормальных условий жизнедеятельности людей;

— нанесение ущерба (имуществу людей, объектам экономики и окружающей природной среде);

— масштабы последствий (объект, территория, акватория).

Примерами значительных ЧС являются: аварии на ЧАЭС (1986г.), заводе «Азот» г. Ионава (Литва) в 1988г., людские потери и материальный ущерб в ходе войны в Ираке. В случае диверсии на Назранской ГЭС в Таджикистане (подрыв плотины) это может привести к затоплению 13 страны.

В развитии ЧС необходимо выделить четыре стадии:

I стадия – формирование условий, накопление дефектов, появление негативных процессов в коллективах, ослабление безопасных связей в системе «человек-среда», т. е. стадия зарождения ЧС, которая может длиться сутки, месяцы, а иногда годы и десятилетия.

II стадия – инициирование ЧС.

III стадия – осуществление ЧС(развитие ее в пространстве и во времени).

IV стадия – затухание ЧС(период от локализации ЧС до ликвидации ее прямых или косвенных последствий). Продолжительность годы, а то и десятилетия. Например, авария на ЧАЭС.

Источником ЧС является опасное природное явление, авария или опасное техногенное происшествие, широко распространенная инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может произойти чрезвычайная ситуация.

К опасным техногенным происшествиям следует отнести аварии, катастрофы.

Авария – это происшествие, происходящее по техногенным причинам, а также из-за случайных внешних воздействий и приводящих к разрушению технических устройств и сооружений.

Катастрофа – крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы или ущерб здоровью людей, или уничтожение материальных ценностей в значительных размерах.

Опасное природное явление – стихийное событие природного происхождения, которое по своей интенсивности, масштабу распространения и продолжительности может вызвать отрицательные последствия для жизнедеятельности людей, экономики и природной среды.

К опасным природным происшествиям следует отнести стихийные бедствия или бедствия природно-антропогенного характера, проявляемые в различных сферах (литосфере, гидросфере, атмосфере, биосфере).

Стихийное бедствие – это разрушительное природное или антропогенное явление или процесс, в результате которого может возникнуть или возникла угроза и здоровью людей, произойти разрушение или уничтожение материальных ценностей и элементов окружающей среды.

Экологическое бедствие (экологическая катастрофа) – чрезвычайное событие особо крупных масштабов, вызванное изменением (под воздействием антропогенных факторов) состояния суши, атмосферы, гидросферы и биосферы и отрицательно повлиявшее на здоровье людей, их духовную сферу, среду обитания экономику или генофонд.

К опасным военным происшествиям относятся террористические диверсии, взрывы и пожары на военных складах оружия и боеприпасов, аварии на военных объектах с выбросом радиоактивных веществ, АХОВ и других токсических веществ в окружающую природную среду, борьба с вооруженными бандформированиями в мирное время. В военное время – последствия применения в ходе боевых действий ОМП или обычных средств по населенным пунктам, жизненно важным объектам экономики, воздействия на окружающую природную среду.

К социальным бедствиям относятся: снижение жизненного уровня у значительного числа населения страны, ухудшение криминальной обстановки, превышение смертности над рождаемостью, рост безработицы с одновременным сокращением производства в отдельных регионах, террористические акты на почве межнациональных и религиозных конфликтов.

3.2 Классификация чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

В разных источниках приводится различная классификация ЧС. Наиболее объемлющей и поэтому приемлемой является классификация ЧС по следующим признакам (параметрам):

— по социальному характеру;

— по сфере возникновения;

— по ведомственной принадлежности;

— по основным причинам возникновения;

— по интенсивности протекания;

— по характеру поражающих факторов;

— по характеру воздействия;

— по характеру последствий.

Если брать всю совокупность возможных чрезвычайных ситуаций, то их целесообразно первоначально разделить по социальному характеру на конфликтные и бесконфликтные. К конфликтным ЧС, прежде всего, могут быть отнесены военные столкновения, экономические кризисы, экстремистская политическая борьба, социальные взрывы, национальные и религиозные конфликты, противостояние разведок, терроризм, разгул уголовной преступности, широкомасштабная коррупция и др.

Бесконфликтные ЧС могут быть классифицированы по значительному числу признаков, описывающих явления с различных сторон их природы и свойств. В частности, существуют классификационные структуры по типам и видам чрезвычайных событий, лежащих в основе ЧС (природного, техногенного и экологического характера, по масштабу их распространения, сложности обстановки и тяжести последствий, масштабу и уровню привлекаемых для их ликвидации органов управления, сил и средств.

В соответствии с ГОСТ Р. 22. 02.-94 в первую очередь различают ЧС по характеру источника и по масштабам.

По характеру источника выделяют следующие ЧС: природные, техногенные, биолого-социальные и военные.

Учитывая, что большинство из первых трех групп ЧС по своим последствиям оказывают непосредственное влияние на окружающую природную среду (ОПС), то по воздействию их на ОПС рассматривают экологические ЧС, которые в свою очередь подразделяются по сфере их проявления в литосфере, гидросфере, атмосфере и биосфере.

По масштабам определяют следующие ЧС: локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные (национальные), глобальные.

В соответствии с Постановлением Правительства от 13. 09. 1996г. №1094 «О классификации ЧС природного и техногенного характера» по масштабам последствий все ЧС классифицируют следующим образом.

К локальной относится ЧС, в результате которой пострадало не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составляет не более 1 тыс. МРОТ, зона ЧС не выходит за пределы территории объекта;

К местной относится ЧС, в результате которой пострадало до 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100 до 300 человек, либо материальный ущерб свыше 1 тыс. до 5 тыс. МРОТ, зона ЧС не выходит за пределы населенного пункта, района;

Читать еще:  Штраф за управление ТС без водительского удостоверения

К территориальной относится ЧС, в результате которой пострадало до 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности до 500 человек, материальный ущерб составляет 5 тыс., но не более 0,5 млн. МРОТ, зона ЧС не выходит за пределы субъекта РФ;

К региональнойотносится ЧС, в результате которой пострадало до 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности до 1000 человек, либо материальный ущерб составляет 0,5 тыс., но не более 5 млн. МРОТ, зона ЧС охватывает территорию двух субъектов РФ;

К федеральной относится ЧС, в результате которой пострадало свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 млн. МРОТ, зона ЧС выходит за пределы более чем двух субъектов РФ;

К глобальной относится ЧС, поражающие факторы которой выходят за пределы РФ, либо ЧС, которая произошла за рубежом и затрагивает территорию РФ.

К ЧС социального характера относятся:

межнациональные и религиозные конфликты;

превышение смертности над рождаемостью в стране;

сравнительно высокий уровень безработицы в отдельных регионах;

снижение жизненного уровня меньше прожиточного у более 30% населения страны.

ЧС военного характера в первую очередь подразделяют по временным периодам их осуществления на мирного и военного времени.

К ЧС военного времени относятся применение различных средств нападения и последствия, вызываемые ими на окружающую природную среду и системы жизнеобеспечения.

Они могут классифицироваться как:

1. По средствам применения: оружие массового поражения(ОМП), обычные средства поражения, высокоточное оружие (ВТО), оружие базирующееся на новых физических принципах.

2. По масштабам распространения: локальные, региональные, континентальные, мировые.

3. По последствиям инициирования: техногенные, природные, экологические и социальные.

Военные ЧС мирного времени, как правило, рассматривают как ЧС военно-политического характера, к которым относят:

— несанкционированный ядерный удар из нейтральных вод судами не установленной принадлежности;

— аварийный сброс (потеря) ядерного боеприпаса с разрушением боевой части;

— вооруженное нападение на штабы, командные пункты, склады, воинские гарнизоны, диверсии, в том числе ядерный терроризм;

— волнения, выступления националистических групп, погромы, попытка захвата государственных и общественных учреждений.

ЧС мирного времени в общем случае могут классифицироваться:

1. По природе возникновения:

— конфликтные (экономические кризисы, национальные и религиозные конфликты, терроризм);

— бесконфликтные (техногенные, экологические и природного характера).

2. По причине возникновения:

— преднамеренные (социально-политические конфликты, диверсии);

— непреднамеренные (промышленные, транспортные, технологические ЧС);

— неизбежные (стихийные бедствия).

3. По объекту возникновения: техногенные, природные, антропогенные, социальные.

4. По масштабу распространения с учетом тяжести последствий: локальные, объектовые, местные, региональные и глобальные.

5. По скорости распространения опасности (степени внезапности):

— внезапные (взрывы, землетрясения, транспортные аварии и т.д.);

— быстро распространяющиеся (пожары, аварии на ХОО, плотинах);

— умеренные (выброс РВ, извержения вулканов, паводки, наводнения);

— плавные (аварии на промышленных очистных сооружениях, засуха, эпидемии, экологические ЧС).

ЧС экологического характера делятся по сфере возникновения на:

— ЧС, связанные с изменениями состояния суши (почва, недра, ландшафт);

— ЧС, связанные с изменением состава и свойства атмосферы (резкое изменение погоды или климата, кислотные осадки и т. д.);

— ЧС, связанные с изменением гидросферы (нехватка питьевой воды, истощение водных ресурсов и т. д.;

— ЧС, связанные с изменением состояния биосферы (исчезновение видов животного и растительного мира, массовая гибель животных и т.д.).

Отдельно следует рассматривать ЧС военно-политического характера в мирное время:

— несанкционированный ядерный удар из нейтральных вод судами не установленной принадлежности;

— аварийный сброс (потеря) ядерного боеприпаса с разрушением боевой части;

— вооруженное нападение на штабы, командные пункты, склады, воинские гарнизоны, диверсии, в том числе ядерный терроризм;

— волнения, выступления националистических групп, погромы, попытка захвата государственных и общественных учреждений.

В целом по опасности возникновения и масштабам последствий ЧС можно рассматривать в такой последовательности:

1. — аварии на АЭС и других радиационно-опасных объектах (РОО);

2. — аварии на химически опасных объектах (ХОО);

3. — аварии на биологически опасных объектах;

4. — пожары, взрывы на объектах и транспортных коммуникациях;

Общая авария

Понятие и признаки общей аварии

Общая авария является одним из древнейших институтов морского права. Выше рассматривалось, где и при каких обстоятельствах появлялись регуляторы данного правового института. Следует лишь отметить, что, несмотря на тысячелетнюю практику его применения, многие вопросы до сих пор остаются открытыми, вызывают всяческие дискуссии. Прежде всего, это связано с тем, что правовые акты, регламентирующие общую аварию, называя случаи, в которых авария может быть признана общей, содержат не полный их перечень. А между тем в практике не редки случаи, которые также могут подпадать под общую аварию.

Под общей аварией признаются убытки, которые были понесены вследствие произведенных намеренно и разумно чрезвычайных расходов или пожертвований в целях спасения судна, фрахта и перевозимого на судне груза от общей для них опасности. Убытки, связанные с фрахтом, могут выражаться в неполучении фрахта — платы за перевозку груза. Конечно, нельзя физически «спасти фрахт» в том смысле, в каком говорят о спасении судна и груза. Но, поскольку по условиям договора перевозки груза фрахт находится на риске перевозчика либо грузовладельца, спасение груза всегда влечет и спасение фрахта (или права на его получение) для одной из сторон перевозки. Фрахт на риске — сумма фрахта, которую судовладелец может потерять, если он не доставит груз в пункт назначения. Морским ордонансом Людовика XIV 1681 г. устанавливалось следующее «Чрезвычайные расходы, произведенные только в интересах одного судна или одного груза, и убыток, причиненный им в отдельности, являются простыми, или частными авариями. Произведенные чрезвычайные затраты и убытки для общего блага и для общего сохранения грузов и судна являются большими, или общими авариями».

Сегодня Кодекс торгового мореплавания РФ в ст. 287 устанавливает четыре признака, характеризующих общую аварию:

1. намеренность произведенных убытков;

2. разумность убытков;

3. чрезвычайный характер этих убытков;

4. общая для судна, груза и фрахта опасность, во избежание которой были совершены эти действия.

В не зависимости от конечных результатов принятых мер, при отсутствии хотя бы одного из вышеперечисленных признаков произведенные расходы или убытки не могут быть признаны общей аварией.

1. Намеренность означает, что убытки возникли в результате сознательных действий человека, а не от случайных причин. Намеренность как обязательный признак подлежит определению диспашером при составлении диспаши. Установление случайного происхождения убытков влечет отказ в отнесении убытков к общей аварии. Так, как указывает Самуленков С.В., « убытки, причиненные намеренной, добровольной посадкой судна на мель, будут отнесены к общей аварии в противоположность убыткам, причиненным случайной посадкой судна, которые относятся к частной аварии» Самуленков С.В. Понятие и виды общей аварии // Транспортное право. 2003. N 4. С. 21.

2. Разумность убытков состоит в том, чтобы причинением меньших убытков или расходов предотвратить возникновение их в больших размерах, иными словами, причиненные убытки должны оправдываться сложившейся обстановкой. Сегодня в соответствии с Правилом Е Йорк — Антверпенских правил и ст. 306 КТМ РФ, на лицо, заинтересованное в распределении общей аварии возлагается бремя доказывания не только факта аварии, но и разумности понесенных расходов и пожертвований. Это вызывает «серьезные опасения относительно последствий включения этого Правила, которые могут быть разрешены только в процессе его применения» Там же. С. 21.

3. Чрезвычайный характер представляет собой возникновение убытков и расходов в обстановке, отличной от нормального судоходства при нормальных условиях, то есть при необычайных, экстраординарных условиях.

Так, пароход «Д.Р.» на пути из Петропавловска-Камчатского во Владивосток попал в шторм. Судно потеряло ход и управляемость, его начало сносить к берегу, в связи с чем, для судна возникла угроза быть выброшенным на берег. Для предотвращения этой опасности в кормовые трюмы была принята забортная вода, что обеспечило загрузку гребного винта и вернуло судну управляемость. Однако по прибытии судна в порт было установлено, что вследствие заполнения трюмов забортной водой часть груза оказалась поврежденной.

При расследовании аварии диспашер указал, что, поскольку убытки возникли в результате действий, предпринятых в целях общего спасения, и носили чрезвычайный, экстраординарный характер, их следует отнести на общую аварию Самуленков С.В. Понятие и виды общей аварии // Транспортное право. 2003. N 4.. Случаи, когда убытки причиняются намеренными, разумными и чрезвычайными действиями, предпринятыми в целях спасения судна, груза и фрахта от общей для них опасности, чрезвычайно многообразны, но такие морские происшествия, как столкновение судов, посадка судов на мель и заход в порт-убежище, наиболее распространены. Однако не все намеренные и разумные расходы, вызванные осложнением условий плавания и направленные на избежание опасностей судоходства, могут признаваться чрезвычайными.

4. Общая опасность означает, что ей подвергается все морское предприятие (судно, фрахт и перевозимый груз), а не одна из сторон. В противном случае убытки не будут признаны общей аварией. Однако причиненные в целях избегания общей опасности убытки не всегда должны относиться к грузу и судну вместе. Эти убытки могут относиться только к судну или только к грузу, например: «Классическим примером является случай, когда перевозимые на судне животные заболевают какой-нибудь заразной болезнью. Для предупреждения заболевания всех животных заболевших выбрасывают за борт. В этом случае, хотя действия производятся намеренно, разумно и носят чрезвычайный характер, возникшие в результате их убытки не могут быть отнесены к общей аварии, поскольку предпринимались они только в целях спасения груза» Самуленков С.В. Понятие и виды общей аварии // Транспортное право. 2003. N 4. С. 22.

Кроме того, опасность должна существовать объективно. Так еще в 1924 г. на Стокгольмской конференции участники пришли к общему мнению, что для отнесения убытков к общей аварии необязательно, чтобы опасность была неизбежной или непосредственной, — достаточно, чтобы она была серьезной и реальной. Однако, так как степень опасности зависит от конкретных обстоятельств каждого случая, поэтому дать общее определение «серьезной», «реальной» опасности не представляется возможным. При наличии угрозы причинения ущерба судну и грузу, при условии, если не будут предприняты меры по спасению, которые не могут быть просчитаны в момент происходящего, капитан может пожертвовать чем-либо, чтобы избежать опасности, и это будут расходы по общей аварии.

Читать еще:  Пакет документов для страховой компании после ДТП

От правильного толкования признаков общей аварии напрямую зависит правоприменительная практика. Таким образом, видится необходимость раскрытия признаков данного правового института непосредственно в законе. «Включение определений признаков общей аварии в закон внесло бы большую определенность во взаимоотношения сторон при возникновении общей аварии» Калинина И.А. Общая авария как специфический институт морского права // Право и экономика. — М.: Юрид. Дом «Юстицинформ», 2001, № 4. С. 18.

Аварии, катастрофы, чрезвычайные ситуации техногенного характера

Урок 1. ОБЖ 8 класс

Конспект урока «Аварии, катастрофы, чрезвычайные ситуации техногенного характера»

Cегодня жизнь человека немыслима без техники. Мы используем технику во всем: в каждом доме есть бытовая техника, например, стиральная машина, микроволновая печь, кондиционер, кофеварка и многое другое.

Вне дома людьми используется более серьезная техника: например, автомобили или самолеты. Но существуют крупные техногенные объекты, которые направлены на серийное производство той или иной продукции. Такие объекты называются фабриками, заводами, станциями и тому подобное.

На таких объектах могут происходить аварии или даже катастрофы, которые называются техногенными.

Техногенная авария – это разрушение сооружений или технических устройств, применяемых на производственном объекте или же неконтролируемый взрыв и выброс опасных веществ.

Например, когда у вас в доме отключают свет – это можно называть аварией: какое-то оборудование на электростанции вышло из строя, и требуется время, чтобы восстановить нормальную работу электростанции.

Также аварией можно назвать мелкое дорожно-транспортное происшествие.

Техногенной катастрофой называют крупную техногенную аварию, которая влечет за собой массовую гибель людей или даже может привести к экологической катастрофе.

Например, это взрыв на атомной электростанции, влекущий за собой разрушение нескольких энергоблоков, а также выброс значительного количества токсичных веществ в окружающую среду. Большинство техногенных катастроф приводят к возникновению чрезвычайной ситуации техногенного характера.

Чрезвычайной ситуацией техногенного характера называется неблагоприятная обстановка на определенной территории, которая сложилась в результате аварии, катастрофы или иного бедствия, могущая повлечь или уже повлекшая за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, окружающей среде, а также значительные материальные потери и нарушения жизнедеятельности людей.

На данный момент любой управляющий орган в первую очередь интересует локализация аварии или катастрофы, а также её последствий. Поэтому, чрезвычайные ситуации классифицируются по масштабу распространения.

В приведенной таблице указаны наименования чрезвычайных ситуаций в зависимости от зоны поражения.

Количество пострадавших людей

Число человек, для которых нарушены условия жизнедеятельности

Характеристика зоны ЧС по административному делению

Уровень принимаемых решений при возникновении ЧС

Территория населенного пункта

Органы местного самоуправления, КЧС*

КЧС органов власти субъекта

Территория двух субъектов

Правительство или КЧС субъектов, правительство РФ

Территория более двух субъектов

Президент, правительство РФ, МЧС РФ

Ситуация считается локальной, если число пострадавших не превышает десять человек, а пораженная зона ограничивается территорией объекта, на котором произошла авария. В этом случае разрешением чрезвычайной ситуации занимается администрация объекта.

Если же чрезвычайная ситуация распространяется на весь населенный пункт, то она уже классифицируется как местная. В этом случае решения относительно сложившейся ситуации принимаются органами местного самоуправления.

Значительно более масштабной является чрезвычайная ситуация территориального характера – когда пораженная зона охватывает весь субъект федерации или же значительную его часть. В подобной ситуации количество пострадавших людей может вырасти до пятисот.

Если же зона поражения распространяется на два субъекта федерации, то такая ситуация классифицируется как региональная. Разрешением этой ситуации будет заниматься комиссия по чрезвычайным ситуациям субъектов федерации или же правительство непосредственно.

И, наконец, существуют федеральные чрезвычайные ситуации – это ситуации, при которых количество пострадавших людей превышает пятьсот человек, нарушены условия жизнедеятельности более пяти миллионов людей. В этом случае, чрезвычайная ситуация охватывает более двух субъектов федерации, и её разрешением уже занимается правительство во главе с президентом.

Существует, также, такое понятие, как глобальная или трансграничная чрезвычайная ситуация. Это ситуация, при которой зона поражения выходит за пределы государства. В этом случае в решение проблемы может вмешаться мировое сообщество.

Рассмотрим те виды аварий и катастроф, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Это транспортные аварии или катастрофы.

Также к возникновению чрезвычайных ситуаций могут привести пожары, взрывы, а также угрозы взрывов.

Кроме того, это могут быть аварии с выбросами (или угрозой выброса) опасных химических веществ (сокращенно о ха вэ), аварии с выбросами (или угрозой выброса) радиоактивных веществ (сокращенно эр вэ) или же аварии с выбросами (или угрозой выброса) биологически опасных веществ (сокращенно бэ о вэ). Внезапное обрушение зданий или других сооружений тоже может стать причиной возникновения чрезвычайной ситуации. Несомненно, к чрезвычайным ситуациям приводят аварии на электроэнергетических или коммунальных системах, а также аварии на очистных сооружениях и гидродинамические аварии. Все они немедленно приводят к нарушениям жизнедеятельности тысяч людей. Со всеми этими видами аварий мы познакомимся немного позже, а сейчас рассмотрим, как классифицируются данные типы аварий.

Транспортные аварии бывают следующих видов: аварии товарных поездов, пассажирских поездов и поездов метрополитена. Конечно же, подобные аварии могут повлечь за собой возникновение чрезвычайной ситуации из-за большого числа человеческих жертв, а также из-за выведения из строя путей следования поездов. Также к транспортным авариям относятся аварии, связанные с крушением речных и морских судов (как грузовых, так и пассажирских). Наверное, все вы знаете, что время от времени происходят крушения нефтяных танкеров, в результате чего наносится огромный вред окружающей среде. Кроме того, к транспортным катастрофам относятся авиационные и космические катастрофы. Ну, что такое авиакатастрофа, сегодня знает каждый, а под космической катастрофой чаще всего подразумевается неудачный запуск очередного космического аппарата или баллистической ракеты дальнего действия. Крупные автомобильные катастрофы на автомагистралях, мостах, переездах или тоннелях также могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации, так как будет полностью парализована транспортная система, а значит, не будет возможности подвезти необходимую помощь пострадавшим, не говоря уже о том, что такие катастрофы сопровождаются человеческими жертвами. Также транспортной аварией считается авария на магистральном трубопроводе. В случае аварии возможен выброс опасных транспортируемых веществ, таких, как опасные химические вещества или взрывоопасный газ.

О пожарах и взрывах, вы все хорошо знаете. Пожар, в общем-то, может возникнуть где угодно и создать чрезвычайную ситуацию. Например, пожары могут возникнуть в зданиях, на промышленных объектах, на объектах добычи, переработки и хранения горючих и взрывчатых веществ. Также, пожары и взрывы могут возникнуть в транспорте, в шахтах, в метрополитенах. Кроме того, при обнаружении неразорвавшихся боеприпасов или при утрате взрывчатых веществ возникает угроза взрыва. О перечисленных ситуациях, наверное, слышал каждый, кто хотя бы иногда смотрит новости.

Аварии с выбросами опасных химических веществ могут возникнуть как при их производстве, так и при переработке или захоронении. Кроме того, эти самые опасные химические вещества, могут образовываться и распространятся в процессе химических реакций, которые неконтролируемо могут начаться в результате аварии.

Об авариях с выбросами радиоактивных веществ, наверное, тоже многие из вас слышали. В первую очередь, это аварии на атомных электростанциях. Также, к выбросу радиоактивных веществ могут привести аварии транспортных средств и космических аппаратов с ядерными установками или грузами на борту. И, конечно, к чрезвычайной ситуации может привести авария, связанная с ядерными боеприпасами (например, в местах их хранения или уничтожения), а также, обнаружение (или наоборот) утрата радиоактивных источников.

Выбросы биологически опасных веществ чаще всего могут произойти из-за аварии на предприятиях и научно-исследовательских учреждениях (например, это может быть опасный вирус). Также, авария при транспортировке биологически опасных веществ может повлечь за собой возникновение чрезвычайной ситуации.

Что касается внезапных обрушений зданий или других сооружений – тут всё понятно: обрушение любого здания может немедленно привести к человеческим жертвам. А если это здание еще и являлось каким-либо из выше упомянутых объектов, то возникает авария техногенного характера.

Ну и, конечно, вы можете себе представить, к чему приводят аварии на электроэнергетических или коммунальных системах: люди могут остаться без электроэнергии, без воды и без отопления. Аварии на очистных сооружениях сразу же приводят к массовому выбросу загрязняющих веществ, что может нанести непоправимый вред экологии, а также здоровью человека.

Под гидродинамическими авариями подразумевается прорыв плотин, дамб или шлюзов. В случае если плотина использовалась для работы гидроэлектростанции, то её прорыв, опять же, приведет к тому, что люди останутся без электроэнергии. Кроме того, прорыв плотины может повлечь за собой катастрофические затопления, а также смыв плодородных почв.

Надо сказать, что существуют катастрофы, вызванные стихийными бедствиями (например, цунами, землетрясение, извержение вулкана и так далее). Но, тем не менее, статистика говорит о том, что большинство чрезвычайных ситуаций возникает в результате техногенных аварий. Не нужно и говорить, что наибольшая вероятность возникновения техногенных катастроф приходится на районы с большим количеством промышленных объектов и различных путей следования (автодороги, автомагистрали, железные дороги).

Стоит отметить, что основная доля населения России проживает как раз в таких районах. Например, более пятидесяти трех миллионов человек проживают в зоне с потенциально опасными химическими объектами, а более четырех миллионов человек проживают в зонах с потенциально опасными радиационными объектами.

Поэтому, к чрезвычайным ситуациям необходимо готовится заранее и относится к подготовке серьёзно.

· Техногенная авария – это разрушение сооружений или технических устройств, применяемых на производственном объекте или же неконтролируемый взрыв и выброс опасных веществ. Если же авария довольно крупная, то она может перерасти в техногенную катастрофу.

· Чрезвычайная ситуация техногенного характера – это неблагоприятная обстановка на определенной территории, которая сложилась в результате аварии, катастрофы или иного бедствия, могущая повлечь или уже повлекшая за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, окружающей среде, а также значительные материальные потери и нарушения жизнедеятельности людей.

· Существует классификация чрезвычайных ситуаций по масштабу их распространения.

· Возникновения описанных чрезвычайных ситуаций представляют собой реальную угрозу, поэтому относиться к ним нужно крайне серьезно.

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector